Энциклопедия мифологии
Краткая история древних цивилизаций
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Средневековая цивилизация Западной Европы

Средневековье, принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется концом V века — серединой XV столетия. Условной датой начала средних веков считается взятие Рима Одоакром в 476 году, с датой окончания Средних веков связывают падение Константинополя в 1453 году, или иногда открытие американского континента Христофором Колумбом в 1492 году. Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.
Само определение «средневековая» производно от понятия «средние века» (medium aevum), введенного около 1463 года итальянским гуманистом Флавио Бьондо. «Средние века», «средневековый период», по оценке гуманистов, просветителей и позитивистов – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков.

Иную оценку «средним векам» и «средневековью» давали романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями.
Историки материалистической направленности рассматривали средневековое общество как неразвившееся настоящее, как эмбриональное состояние современности. Они отыскивали в средних веках зачатки «парламентаризма», «конституции», «частной собственности», «классов» и «классовых антагонизмов». Такой модернизирующий подход лишал средневековую цивилизацию специфики, оригинальности и неповторимости и возводил, по существу, барьер непонимания той эпохи.

Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.
Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие «ментальности», или «менталитета», под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой. Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы «Анналов» открыли «другие средние века» (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). «Средние века» оказались не «безвременьем», не «провалом» в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.

Нам еще предстоит выяснить специфику и достижения средневековой цивилизации Запада. Сейчас же мы ограничимся указанием на то, что под таковой мы понимаем королевства: Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон, Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.), Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические государства X – XV веков, оставляя за собой право освещения предыстории важнейших из них с V века. Объединяющими признаками цивилизации средневековья являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

История древних цивилизаций
Факторы становления средневековой цивилизации









При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Copyright © 2006 SB Ltd