Энциклопедия мифологии
Средневековая цивилизация Европы
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Распад Священной Римской империи, как идеала монархии

Борьба, в конечном счете, закончилась ничем. Идеал универсальной монархии оказался недостижимым ни в цезарепапистской (проимператорской), ни в теократической (пропапской) интерпретации. Судьба двух величайших антагонистов – Генриха IV и Григория VII – тому подтверждение. И тот, и другой пережили несостоятельность своих устремлений и испили чашу покаяния. Генрих IV сложил с себя все знаки императорского достоинства в пользу сына, посвятив последние годы жизни служению бедным и прокаженным в лепрозории. Григорий VII окончил свои дни в отшельничестве, в строгом посте и аскетизме.

В истории Европы еще будут вспышки борьбы за первенство в универсальной монархии. Ровно сто лет спустя Фридрих I Барбаросса (Friedrich Barbarossa, итал. «рыжебородый») (около 1125 — 1190) будет принужден повторить «хождение в Каноссу» и целовать папскую туфлю. Еще будут развиты учения «о двух мечах» – «духовном», вручаемом папе, и «светском», передаваемом императору; вновь будут споры о том, какой меч выше. Вновь будут вспоминаться слова Гильдебранда: «Кто властвует над душой, должен властвовать и над телом». Еще будет «Авиньонское пленение пап». Но нормой взаимоотношений между империей и папством станет Вормский конкордат 1122 года, разграничивший духовную и светскую инвеституры – первая давалась церковной властью и касалась исключительно церковных должностей, вторая была сферой компетенции светской власти и относилась к церковному землевладению. Процедура духовной инвеституры предшествовала светской, делая церковь независимой.

Универсальная монархия в виде Священной Римской империи распадалась на королевства, те в свою очередь – на герцогства, графства и баронии, обладавшие сюзеренитетом, или суверенитетом, то есть правами содержать свои войска, объявлять войну и заключать мир, иметь свои законы, вершить суд, собирать налоги, чеканить свою монету, определять свои собственные измерительные стандарты, иметь герб и штандарт. Таким образом, универсальность императорской власти соотносилась с партикулярностью, разделением государственной власти среди той части феодалов, которая обладала статусом сюзеренов (или суверенов).

Императорская власть в этой монархии, согласно Золотой булле 1356 года Карла IV, императора Священной Римской империи из династии Люксембургов, передавалась лицу, избранному на сейме курфюрстов. Вслед за этим вновь избранный император должен был совершить коронационный поход в Рим и пройти ритуал помазания в соборе Святых апостолов Петра и Павла. Династийная власть в Священной Римской империи не была законодательно закреплена, и сыновья получали императорские полномочия только после одобрения их кандидатуры в ходе голосования. Кроме этого, власть императора ограничивалась съездами сюзеренов, рейхстагами.

История древних цивилизаций
Феодальное право средневекового мира



Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Аталанта

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd