Империя Оттонов

В середине Х века, когда каролингская династия, выдвигавшая императоров, угасала, и после смерти Лотаря II императорский престол оказался вакантным, произошло стремительное возвышение саксонской династии германских королей. Особенно возвысился Оттон I Великий (936–973 годы). В 951 году, воспользовавшись жалобой Адельгейды, вдовы Лотаря II, заточенной в Каносском замке, он совершил поход в Италию, освободил наследницу Итальянского королевства Адельгейду и, обвенчавшись с ней, добавил к короне короля Германии регалии Итальянского королевства. После громкой победы при Лехе в 955 году покончившей с набегами венгров, Оттон I получил всеобщее признание как охранитель спокойствия в христианском мире, а германцы снискали репутацию богоизбранного народа. Неслучайно именно к нему обратился за помощью папа Иоанн ХII, теснимый многими врагами. В 961 году Оттон I с триумфом вошел в Рим и как избранный Богом победитель получал сеньориальные права на Священный город и императорский венец. Год спустя он торжественно короновался императорской короной, провозгласив утверждение «Священной Римской империи германской нации». При нем власть императора была настолько сильна, а состояние римской церкви – настолько плачевно, что в лице Оттона видели единственного достойного правителя всего христианского универсума и предстателя перед Богом, который мог судить, смещать, назначать римских пап и председательствовать на церковных соборах. Вскоре после помазания Оттон призвал ведшего безнравственную жизнь папу Иоанна ХII к ответу, созвал собор, который осудил первосвященника, лишив его сана и отлучив от церкви. По определению императора папой был избран Лев VIII (963–965 годы), который принес присягу на верность Оттону I.

Император стал практиковать назначение на церковные должности. В частности, известно, что он отправлял на Русь Адальберта в качестве епископа, впрочем, вскоре изгнанного. Низложенный Иоанн ХII, однако, не согласился с решением суда, считая императора неправомочным созывать собор, руководить его деятельностью и вообще вмешиваться в дела церкви. Он начал войну с императором, заняв Рим, заставив бежать Льва VIII и аннулировав постановления Оттоновского собора. Развязка последовала неожиданно: однажды папу нашли мертвым на ложе одной из его любовниц, убитым, по словам хрониста, самим Дьяволом. В преемники ему был избран Бенедикт V (964 год), не признанный императором, отстраненный от управления церковью и сосланный в провинцию.

Подобно Оттону Великому вели себя в отношении папства и его наследники – Оттон II (973–983 годы) и особенно Оттон III (983–1002 годы), сын византийской принцессы, возродивший пышность римского двора с присущими тому этикетом, одеждами и придворными должностями, обладавший возвышенной поэтической душой, несколько преувеличенно сравниваемый с Аристотелем и Константином. Его учителем и духовником был монах Герберт Ориньякский – один из ученейших людей того времени, алхимик и астролог, предсказывавший близкий конец света, теолог и математик, введший в употребление арабские цифры. По воле императора он был вознесен на папский престол под именем Сильвестра II (999–100З годы). С его теологической деятельностью связано формулирование концепции «универсальной монархии», во главе которой призван стоять император, получавший власть над христианскими народами по «божественному мандату». Его соправителем является папа, который должен отказаться в пользу императора от притязаний на светские прерогативы, оставляя за собой только дела веры. Здесь Сильвестр II впервые высказал сомнение в истинности грамоты о «Константинове Даре», часто использовавшейся для обоснования теократических амбиций Рима. Согласие между империей и католической церковью на основе признания верховенства императора оказалось возможным только при Оттоне III и Сильвестре II и только накануне Первого конца Света, перед наступлением 1000 года, когда император и папа соорудили в Риме высокую башню, обставленную свечами, на которой и тот, и другой, встав на колени, денно и нощно молились о спасении всего христианства.

Кризис церкви и возвышение империи, неизбежно повлекшее за собой реновацию язычества, вызывали эпидемии страха самим фактом существования этих двух противоборствующих сил подобно борьбе Христа и Антихриста. Пугала раздвоенность, невозможность выбора истины. Свой путь преодоления губительного раздвоения предложили в Х веке идеологи клюнийского движения, прежде всего Святой Эдд – основатель монастыря в Клюни. Главной бедой современной ему церкви он считал ее обмирщение, ведущее к разрыву между высоким призванием к спасению и мирским стремлением к власти, богатству и телесным наслаждениям. Им были сформулированы основные принципы исправления церкви: во-первых, запрет практики продажи церковных должностей (симония), приведшей к тому, что папами, епископами и аббатами становились не обладавшие должными достоинствами; во-вторых, осуждение, как недопустимого, сожительства священников с женщинами (конкубинат), втягивавшего церковь в сети мирских интересов, имущественных и наследственных споров, и одновременно восстановление обета безбрачия (целибат); в-третьих, упразднение обычая светской инвеституры, ставившего церковь в вассальную зависимость. Движение, начатое Эддом, не только привело к выводу церкви из кризиса и повышению ее авторитета, но и придало силы для утверждения своего превосходства над империей.

Далее ► Диктат церкви