Энциклопедия мифологии
Средневековая цивилизация Европы
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Утверждение христианской церкви

Христианство возникло в I веке нашей эры среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV столетии стало государственной религией Римской империи. К XIII веку вся Европа была христианизирована. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 году раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI столетии выделился протестантизм.

Христианство унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество — уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама — Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» — Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Святой Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (так называя filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как «рождение», так и «исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианское «тринитарное» учение (от лат. Trinitas — Троица), разработанное в эпоху отцов Церкви (так называемая эпоха «патристики», расцвет которой приходится на IV — VI века) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность»; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного — специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного» самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.

Христианство несправедливо недооценивалось в материалистически ориентированной историографии. Между тем, именно христианство впервые категорически отвергло жертвоприношения. Христианство впервые утвердило эгалитарный взгляд на человека без различия этноса, сословий и пола. Человек воспринимался как образ и подобие Бога. Варвар и раб впервые стали рассматриваться не как существа низшего порядка, но как люди, обладающие святостью и достоинством. Женщина перестала трактоваться как вещь и впервые обрела человеческий статус. Христианство возвысило моральную оценку труда, прежде считавшегося уделом скота и рабов; в христианской доктрине труд рассматривался как единственная форма очищения от греха, в том числе первородного; труд самый тяжелый и грязный, невозблагодаренный сообщал достоинство и святость. Христианство впервые обратилось к внутреннему духовному миру человека, его морали. Достаточно сказать, что только с христианством в европейские языки вошли понятия «совести» и «греха». Предшествующим языческим культурам эти понятия не были известны.

Христианская церковь утвердила веру в единого и всемогущего Бога, взаимоотношения с которым верующих строятся на индивидуальном договоре, «Завете»; по этому мистическому соглашению верующие неукоснительно следовали заповедям Бога, а Бог даровал им Царствие Небесное. Эта идея предопределила личностный характер связей в средневековом обществе, основанных на идее договора с двусторонними обязательствами. Христианская церковь, наконец, сообщила ощущение единства средневековому обществу, не знавшему этнических и национальных границ.


История древних цивилизаций
Универсальная монархия





История России



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Аполлон

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd