Энциклопедия мифологии
Мифология Эллады История Китая Мифология Скандинавии История нибелунгов

Отделение церквей


Галерея картины мифических существ

Папа Иоанн VIII (872–882 годы), опираясь на учение Гинкмара Реймского, обосновал правомочие римского понтифика объявлять об угодности или неугодности Богу того или иного правителя. Уже в этом чисто мирском содержании притязаний папства критически мыслившие теологи христианства усматривали признаки раздвоенности церкви, чреватые ее искажением и вырождением; за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями. Еще более явными чертами раздвоения были расхождение западной и восточной церквей сначала по вопросу об иконах, а затем – о догмате «filioque», то есть об исхождении Святого Духа либо только от Бога Отца, как учили на Востоке, либо от Отца и от Сына, как считали на Западе, а также схизмы внутри самой западно-христианской церкви. Как известно, в 858 году энергичный и амбициозный папа Николай I объявил о низложении константинопольского патриарха Фотия, а тот, нимало не смущаясь словесными проклятиями и оставаясь в сане, анафематствовал, в свою очередь, римского первосвященника. Затянувшийся церковный конфликт закончился в 1054 году торжественным объявлением об отделении церквей, провозглашенным в Риме Львом IX, а в Константинополе – Михаилом Керуларием. Нельзя забывать, что в самом Риме в VIII–Х веках правили одновременно два и более пап.

В условиях, когда каждая из двух христианских церквей объявляла о своей истинности и о своем предпочтительном назначении на объединение всех христиан в универсальную монархию, когда проповедовали папы и лже-папы, с особой остротой актуализировалась проблема спасения. Сильное недовольство вызывало качество духовного наставничества римско-католической церкви, переживавшей в середине IX–X веков времена глубокой моральной деградации. Дело доходило до того, что на римском престоле в 855–858 годах под видом папы оказалась женщина – «папесса Иоанна». Будучи дочерью англо-саксонского монаха, обладая способностями к интеллектуальным занятиям, она пришла в монастырь, движимая страстной любовью к одному юному монаху, для чего облачилась в мужское платье и приняла мужской образ. Личные дарования выделили ее в настоятели монастыря, а затем, когда Рим был озабочен проблемой избрания папы, выдвинули на это высшее в церковной иерархии место. Став «папой», она не рассталась со своими амурными привязанностями и забеременела. Однажды, во время одного из церковных праздников, с ней случились родовые схватки, она упала посреди процессии и родила в страшных муках, окончившихся смертью и роженицы, и новорожденного.

В Х веке, на протяжении более пятидесяти лет, папская тиара была разменной монетой в любовных делах знатных куртизанок – матери и двух дочерей – Феодоры Старшей, Мароции и Феодоры Младшей. Папа Сергий III (904–911 годы) – любовник Феодоры Старшей, отец двух ее дочерей, с которыми он также имел интимные связи – добился власти благодаря деньгам своей возлюбленной и убийству двух пап. «Моментальная смерть менее страшна, чем долгое пожизненное заключение»,– цинично говорил этот папа-убийца. Любовником Феодоры-матери был и Иоанн Х (914–928 годы), который пастырскому посоху предпочитал меч или копье, а кресту – латы. Иоанн XI (931–936 годы) был сыном Мароции и Сергия III. Позднее папская тиара досталась внуку Мароции – шестнадцатилетнему юнцу Октавиану, прославившемуся невиданной распущенностью. Боясь дурной славы, он принял имя Иоанна ХII (955–964 годы), и с тех пор возник обычай менять имя, принимая сан папы. При нем Латеранский дворец превратился в публичный дом. На разнузданных оргиях он пил за здоровье Дьявола, играл в карты, беззастенчиво торговал должностями, закладывал папские регалии, участвовал в ночных грабежах, посвящал священников в конюшне. Не уступал ему в черной славе Бенедикт IX (1032–1044 годы), из той же фамилии Феодоры и Мароции. Став папой едва ли не в 12 лет, он был изгнан за разбои, насилия и развращенность. Его обвиняли в чародействе и связях с Дьяволом. В конце своего позорного правления он продал папский престол с аукциона.



Испытываемые «кораблем Святого Петра» бедствия переполняли страхом сердца христиан перед будущим, внушая мысль о скором наказании и Страшном Суде. Распространялось убеждение в том, что церковь в ее подобном состоянии перестала быть истинной и стала дьявольской. В качестве иной опоры, более надежной, и иной силы, способной покарать ставшую Вавилонской блудницей церковь, стала рассматриваться Римская империя, идея которой никогда не исчезала в средние века и была далеко не фикцией, но – одной из доминант средневекового способа мышления, ибо «Римская империя» понималась как последняя «Земная монархия», названная в «Откровении» Иоанна Богослова, которая исчезнет только со Вторым пришествием Христа, Светопреставлением и Страшным Судом, уступив затем место «Божьему Царству».



После того как в 1054 году было официально провозглашено и в XIII веке окончательно закрепилось разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме) попытки примирения (на второмм Лионском соборе 1274 года и особенно на Флорентийском соборе 1439 года) не имели долговременного успеха; их результатом была парадигма так называемого «униатства», или «католицизма восточного обряда».

История древних цивилизаций
Власть Каролингов


Галерея картин мифических существ
Амазонки
Баньши
Валькирии
Вервольфы
Волхвы
Гарпии
Гномы
Гоблины
Горгоны
Грации
Демоны
Драконы
Дриады
Кентавры
Менады
Нибелунги
Нимфы
Сатиры
Сидхе
Тролли
Русь
Феи
Фоморы
Эльфы
Эльфы-Альвы


История России










Аид


При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd