Саги и эпос Севера

Скандинавские сказания и предания народов Севера
О богах О Нибелунгах
Легенды и саги Германский эпос
Творение мира Подвиги Зигфрида
Мёд поэзии Зигфрид в Вормсе
Тор в Утгарде Битва с саксами
Тор и Хюмир Сватовство Гунтера
Тор и Хрунгнир Свадьба в Вормсе
Тор и Гейррёд Ссора королев
Песнь о Трюме Гибель Зигфрида
Яблоки Идунн Клад Нибелунгов
Пир у Эгира Сватовство Этцеля
Волосы Сив Послы Кримхильды
Брисингамен В стране гуннов
Казнь Локи В замке Этцеля
О героях Битва в замке
Песнь о Хельги Смерть Рюдигера
Руны Битва с Дитрихом
Руны и магия Смерть нибелунгов
Руны и алфавит Песнь о Сигурде

Саги, в средневековой Скандинавии всякое прозаическое повествование о прошлом в отличие от поэтического, скальдического. Корни саг, дошедших до нас в письменном виде,– в устном рассказе, исполнявшемся публично на пирах или других собраниях. Такого рода повествования бытовали во всех скандинавских странах, но почти все известные нам саги были записаны в XII–XV веках в Исландии, средневековая литература которой была богаче созданной в других скандинавских и многих европейских странах.
При записи и после нее саги подвергались некоторой переработке; бесспорно, что в сагах в том виде, в котором они известны нам, присутствуют влияния и заимствования из европейской литературы, но при этом они в значительной степени отражают и развивают местную скандинавскую традицию.

Самые ранние из дошедших до нас – «саги об апостолах» и «саги о святых людях», которые являются переводами латинских сочинений. К «сагам о королях» относят саги, в которых рассказывается о норвежских конунгах (наиболее известные «Сага о Сверрире» и «Круг земной» Снорри Стурлусона). В «сагах о епископах» рассказывается об исландских епископах XI–XIV столетий. В «сагах о древних временах» («Сага о Вельсунгах») присутствуют элементы эпических сказаний, но преобладают сказочные мотивы, поэтому их уже в средние века называли «лживыми сагами». Сагами также называли переводные произведения («Сага о Тристраме и Исонде»), которые иногда определяют как «рыцарские саги».

Наиболее выдающиеся памятники – «саги об исландцах» («родовые саги», также «исландские саги»), в которых описываются события, происходившие в Исландии в X–XI веках, то есть в «век саг» («Сага о Ньяле»). Основная тема этих саг – распри между людьми, кровная месть, верность долгу, мужество героев перед лицом судьбы. К ним примыкают «пряди об исландцах» – короткие рассказы об исландцах в «сагах о королях». Существуют саги о событиях в Исландии XII–XIII столетий («Сага о Стурлунгах»). В саги часто вставлены скальдические стихи, авторство которых приписывалось героям. В сагах содержатся бесценные сведения о культуре и истории скандинавских и сопредельных им стран, в том числе и Руси.

Эпос, это повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности. Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До XVIII эпос являлся ведущим жанром литературы. Эпос – эпическая поэма. Источник ее сюжета – народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия).