Земес-мате (литовское Жемина, у древних пруссов Жеминеле) – богиня ливонской (латвийской) мифологии; под этими похожими и вместе с тем различными названиями почиталась у балтийских народов богиня земли. Существовал особый обряд "Жеминелаут", состоявший в жертвоприношении земле пива и кусков жареной свинины во время осенних праздников окончания жатвы или же во время весеннего праздника, перед выездом пахаря в поле и выгоном скота.
Древние пруссы и жители Ливонии по Тациту почитали дейвес ("matrem deum", то есть "матери богини"). Дейвес, по наблюдениям иезуитов, представлялись жмудинам в виде камней-жертвенников, помещавшихся в житницах. На этих камнях резали черного поросенка, часть которого отдавалась богиням-покровительницам, "дейвам", другая же составляла предмет жертвенного пира. Изображения кабанов служили им амулетами на войне и предохранением от болезней. Впоследствии почитание богинь-покровительниц перешло в культ матери-земли – Земес-мате или Жемины. Петр Дюсбург в XIV веке приписывал жителям Ливонии почитание солнца, луны и звезд, молний, разных птиц и четвероногих животных. У них были святые воды, поля и рощи. В этих святых местах было запрещено ловить рыбу или охотиться.