В Западной Европе демократизация правления (всеобщее избирательное право, развитие местного самоуправления и т.д.) свершилась в тот момент, когда либералы уже не отвечали требованиям политически эмансипированных масс населения, левые партии по идеологическим причинам считают невозможным, опираясь на эти массы, овладеть политической властью, а ультралевые (коммунисты) готовы идти на слом демократической системы. В условиях Европы первой половины ХХ века это приводит к реваншизму и шовинизму, национализму, нередко этнически окрашенному, перенесению патриархальности в политическую сферу, что вело к авторитаризму. Но политические партии, вынужденные апеллировать к подобным образом настроенным массам избирателей, начинали, в свою очередь, соответствовать электорату. Отсюда популизм, скептицизм в отношении демократии и националистическая риторика, проникающие в партийно-политическую сферу.
Другим примером кризиса демократии является распространение экстремистских групп, сознательно ставивших перед собой антидемократические цели. Речь идет не о коммунистах, так как последние просто иначе понимали демократию: народом (демос) они считали только трудящихся и в принципе говорили о социалистической (советской) демократии. Антидемократическая направленность зримо проявляется в ультраправых, консервативных формациях. Они отвергали демократию как строй, разрушающий нацию. По их мнению, демократия отдает нацию в руки социального и индивидуального эгоизма через интернационализм, космополитизм и пацифизм, делающие народ нации беззащитным перед внутренними (этнические меньшинства) и внешними чужаками.
В противовес демократии они выдвигают идею национализма, причем в его новой тоталитарной трактовке. Национализм, идеология и политика в национальном вопросе, основа которых – трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 веках национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Национализм, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Лидеры итальянских фашистов Б. Муссолини и Д. Джентиле употребляли эпитет “тоталитаризм” как положительный,
обозначающий обеспечение единства личности, партии, государства во имя
достижения величия нации. Осознанно антидемократические режимы в Западной Европе
были установлены в 1923 – 1930 годах генералом М. Примо де Ривера в Испании, А.
де Оливером Салазаром с 1926 года в Португалии (существовал до 1974 года), но в
силу своей исторической (хотя и зловещей) значимости классически понимаемыми
западноевропейскими антидемократическими режимами считаются итальянский времен
Б. Муссолини с 1924 по 1944 год и германский при А. Гитлере с 1933 по 1945 год.
Именно по этим режимам называли себя европейские консервативные диктаторы и
именовали их окружающие “фашистскими”.
Далее ► Идеалы фашизма и тоталитаризма