Демоны и Нечисть

Нечисть, злыдни и другие демонические существа в славянской мифологии

Аспид – чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

Анчутка – древнее название черта или беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.

Баба-Яга – древнейший персонаж славянской мифологии, былин и сказок. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Бадзула – в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.

Банник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане также возможно и овинников, и русалок, и домовых.

В избушке Бабы-Яги
Веселье в избушке Бабы-Яги,
художник Фрэнк Чейн Папе, 1916 год,
иллюстрация к «Русской книге сказаний»
Чародейница Марина
Чародейница Марина с драконом,
художник Фрэнк Чейн Папе, 1916 год,
иллюстрация к «Русской книге сказаний»

Водяной – в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные – это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Волк – в народных верованиях по толкованию мифологической школы, олицетворяет собой нечистую силу ночного мрака, потемняющих небо туч и земных туманов.

Злыдень – в южнославянской мифологии демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. У малороссов злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья.

Идолище Поганое или Одолище Поганое – представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О его борьбе с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов былинных сказаний.

Леший – дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему это не удается: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.

Переруг – мелкое и злобное божество раздора, свар, ссор, склок и обид; недобрый дух, подобный злыдням.

Тугарин Змеевич – в славянской мифологии этот былинный образ содержит множество различных слоев эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина Змеевича нельзя не видеть одной из вариаций мотива о змееборстве, весьма распространенного в русских народных сказках, и даже в летописных сказаниях.