Поляницы Удалые

Поленицы (или же Поляницы) Удалые – женщины-богатырши, героини русского эпоса. Главные былинные удалые поляницы – это две Настасьи: супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается также Василиса Микулична – жена незадачливого Ставра. Смелостью удалые поляницы не уступают мужчинам-богатырям, им не занимать умения метко стрелять и бороться в рукопашном бою. Василиса Микулишна с честью выдерживает испытание в меткости и силе, при этом князь Владимир до последнего отказывается верить, что перед ним женщина и признает ее молодцем Василием Микуличем.


Вероятнее всего, слово «поляница» – однокоренное с «поляковать», «поле». В Древней Руси, когда кому-то присуждали поле, это означало, что ему предстоит поединок, состязание. Исследователь древнеславянского эпоса Д. М. Балашов отмечает, что удалые поляницы из русских былин напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы.

Эта теория объясняет, почему Дунай и Добрыня первоначально агрессивно реагируют на своих будущих жен, вступая с ними в борьбу – увидев в поле иноземного вооруженного всадника, богатыри естественно вызывают его на поединок. На рубеже старой и новой эры сарматы были ближайшими соседями славянских племен. Поэтому взаимные нарушения границ и военные столкновения были обыкновенны для того времени. С этой точки зрения, былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают поляниц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой.

В пользу степного происхождния образа удалой поляницы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берет свое начало Непра-река (то есть Днепр – река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц.

Примечание. Балашов Дмитрий Михайлович (1927–2000), русский писатель, фольклорист. Автор исторической многотомной эпопеи «Государи московские»: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1988-1989) – о становлении русской нации с ее устоями (семья, община, православная церковь, единодержавие).