Самой известной девой-воительницей в русских сказках является Марья Моревна. Иван Царевич стал ухаживать за ней после того, как на него произвело особое впечатление военное мастерство Марьи Моревны в сражениях с ворогами.
И всё же, несмотря на то, что она была искусным воином, Иван Царевичу пришлось спасать ее от Кощея Бессмертного.
Однако это было связано не столько с его боевыми способностями, сколько с тем, что Ивану нужно было искупить свои ошибки.
В частности, Иван Царевич невольно способствовал освобождению Кощея, которого ранее пленила Марья Моревна и держала в кандалах в своей темнице.
После воды, принесенной ему Иваном Царевичем, Кощей разорвал двенадцать цепей, освободился из подземелья и похитил саму Марью Моревну.
Чтобы вернуть степную воительницу, Иван Царевич обратился за помощью к оборотням Орлу Орловичу, Соколу Соколовичу и Ворону Вороновичу. Затем он вынужден был искать Бабу-Ягу, чтобы добыть волшебного коня.
В конце концов, после долгих приключений Иван Царевич убил Кощея, сжег его тело на костре и освободил Марью Моревну.
Кощей, иллюстрация к сказке «Марья Моревна», художник Иван Яковлевич Билибин, 1901 год.
Многие историки считают, что образ женщины-воина в русских сказках связан с ранними битвами между Русью и половцами.
Все половецкие девы были обязаны хорошо владеть мечом, а их свадебные обряды включали в себя единоборство между женихом и невестой.
Русские князья, воеводы и дружинники часто брали половецких девушек в качестве своих невест, сначала женившись в половецком стиле,
затем крестив своих жен и венчаясь уже по славянским христианским обычаям.