Оботриты

Оботриты или бодричи – первенствующий народ у полабских славян. Полабские славяне, или иначе называемые прибалтийские, становятся известны в истории впервые около середины пятого века нашей эры. Они разделялись на множество мелких племен, составлявших два союза: Лютичский и Бодрицкий, или Оботритский. Последний был назван по имени главного племени и включал еще, кроме них, – вагров, полабцев, варсов, морочан и др. Оботриты жили к югу от Винмарского залива, на восток от вагров и полабцев, между реками Степницей и Радигостем, занимая все побережье Зверинского озера.

В основании их жизни, как и вообще славян, лежал сначала родовой быт, затем являются князья, над которыми возвышается один великий князь с сильной властью. За князем следовала знать, владевшая большими земельными участками и ведавшая управление. Князь с своей знатью жил в городах, которые вначале, как и у всех славянских народов, представляли простые укрепления, огороженные места, и потом только с развитием жизни стали центром политическим, административным, военным, религиозным и торговым. Важнейшие из городов оботритов следующие: Мекленбург (главный город), Илово, Зверин, Добин и др. В пригардиях (посадах) жили ремесленники, торговцы и др. В селах – земледельцы (смерды), все лично свободные, но обложенные разными податями и повинностями; кроме того, у них были еще рабы, большей частью из пленников.

Главное занятие оботритов – земледелие и рыболовство. Что касается религии оботритов, то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян изменила этот характер на воинственный. Так, главное их божество Святовид, святилище которого находилось в Арконе, на острове Рюген, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.