Колыван Иванович

Колыван Иванович – имя богатыря, упоминаемого русскими былинами. Личность Колывана представлена в русском эпосе лишь в смутных очертаниях. В былине, где выведен богатырь Колыван, он является в сообществе с Муромляном-богатырем и Самсоном-богатырем. Им приписывается такая же похвальба перевернуть Землю, как и Святогору, следовательно, предполагается, что они отличаются такой же непомерной силой. За похвальбу они наказаны так же, как Святогор: они все трое не могли поднять сумки переметной – земной тяги – и погрязли в землю. В былине, записанной в Алтайском округе Колыван Иванович представлен стоящим на заставе богатырской вместе с Ильей Муромцем, Самсоном Васильевичем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и другими ратниками, но никаких подвигов не совершает. Отчество Колыванович носит в былинах иногда богатырь Самсон. Упоминается однажды и ратник Иван Колыванович. Наконец, встречается и сложное название богатыря Самсон-Колуван.

Имя Колыван вошло в наши северные былины из финских сказаний, в которых является общераспространенным именем главных богатырей. Так герои Калевалы, Вяйнямейнен, Лемминкэйнен, Куллерво и другие, обыкновенно в рунах называются сынами Калева, Калевичами (Kalevan poika). Главный герой эстонских народных сказаний также постоянно называется сыном Калева (Kalevipoeg). Имя мифического родоначальника финских богатырей Калева толкуется как скалистый, причем предполагают, что он олицетворяет скалистую природу Финляндии.

Сказания о сынах Калева рассеяны по Финляндии, Эстляндии и общеизвестны в русской Карелии (в Олонецкой и Архангельской губерниях), где были собраны в наибольшем количестве руны Калевалы. Немудрено, что слыша финские сказания о богатыре Kalevan poika, русское население запомнило его имя и усвоило его былевому эпосу, сделав из родительного падежа Kalevan имя Колыван и отчество Колыванович.

Однако, содержание финских сказаний о Kalevan poika не отразилось на былинах: запоминалась только одна черта финского богатыря, что он был великан и отличался непомерной силой. Так, например, около Юрьева показывают громадный камень, брошенный сыном Калева при состязании с братьями. Местное предание в области Пскова рассказывает, что когда враги угрожали стране, сын Калева вознамерился построиться в другой местности и отправился в Псков за досками. Нагруженный двенадцатью дюжинами громадных досок, он пошел вброд Чудским озером, и вода доходила ему только до чресел.