Венадад

Венадад – ассирийские цари, упоминаемые в Библии. Можно даже полагать, что это было общее нарицательное имя ассирийских царей, подобно тому, как слово фараон было общим нарицательным именем царей египетских. По одному древнему свидетельству, слово это означало "сын Солнца" (бен-адад), и, в таком случае, оно вполне соответствует по своему значению египетскому – фараон = сын Солнца, или Ра. Но возможно и другое толкование, по которому цари ассирийские назывались венададами в смысле "сыновья Адада", основателя династии. Из ассирийских царей под именем Венадад известны три лица, которые были современниками иудейских и израильских царей в период, следовавший за разделением Еврейской монархии (Χ век до нашей эры).

Первый Венадад был современником иудейского царя Асы, которому он оказывал помощь против нападения израильского царя Ваасы (Царства, 3 книга, XX, 34). Второй Венадад был современником израильского царя Ахава, с которым он находился то в дружественных, то во враждебных отношениях. О военачальнике этого Венадада, Неемане, повествуется, что он получил исцеление от пророка Елисея. Его поход на Самарию закончился бегством его войска из-под стен этого города. Он был задушен своим придворным, Азаилом, который и захватил дамасский престол в свои руки (3 книга Царств, XX, XXII; 4 книга Царств, VI, VII, VIII, 15). Сын Азаила был третьим Венададом. Он потерял те израильские города, которые были завоеваны его отцом. Собственное имя этого Венадада, по предположению некоторых ученых, значится на ассирийском обелиске, найденном в Нимруде и находящемся теперь в Британском музее. Там оно значится в форме Йавитри (Yavitri), хотя, впрочем, это чтение и не может считаться окончательно установленным.