Васиштха

Васиштха, в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов-риши, олицетворяющих звезды Большой Медведицы. Васиштха был сыном Брахмы, но вследствие проклятия лишился своего тела и вновь рожден из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к небесной деве – апсаре Урваши. В гимнах седьмой мандалы "Ригведы" (которые ему приписываются) Васиштха рисуется другом богов и прежде всего Варуны, принимающего его в своем доме, показывающего ему смену дня и ночи, берущего с собой на корабль. В индийской традиции Васиштха служит идеалом брахмана; он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии. Цикл мифов о Васиштхе посвящен вражде между ним и другим риши – Вишвамитрой, тщетно пытавшимся отнять у Васиштхы принадлежавшую ему Сурабхи – "корову желаний".

По одному из этих мифов из Махабхараты, когда Васиштха был жрецом царя Калмашапады, Вишвамитра вселил в тело этого царя демона – ракшаса, и тот пожрал одного за другим сто сыновей Васиштхы. В отчаянии Васиштха стал искать смерти: он бросился вниз с горы Меру, но ее каменистое подножие сделалось мягким, как трава; он вошел в костер, но огонь стал прохладным; с камнем на шее он попытался утонуть в море, но волны вынесли его на берег; он погрузился в реку, кишащую крокодилами, но река обмелела, а крокодилы его не тронули. Вскоре после этого Васиштха узнал, что вдова его старшего сына носит в чреве ребенка и что тем самым не прекратится его род. Успокоенный Васиштха оставил мысли о смерти и, окропив Калмашападу священной водой, избавил его от ракшаса.

Другой миф рассказывает, что, задумав убить Васиштху, Вишвамитра приказал однажды реке Сарасвати принести ему мудреца на своих волнах. Однако, увидев, что Вишвамитра поджидает его на берегу с оружием в руках, Васиштха повелел реке течь в обратную сторону. Сарасвати послушалась мудреца, а раздосадованный Вишвамитра на один год превратил ее воды в кровь. Согласно "Вишну-пуране", женой Васиштхы была Урджа, дочь Дакши. Другие источники называют женой Васиштхы Арундхати, которой тщетно домогались Агни и Индра, а она, став олицетворением супружеской верности, была вознесена на небо в качестве утренней звезды.