Санньяси (санскрит Sannyâsî = отказавшийся, прекративший) – у индусов брахман в четвертой и последней стадии своей жизни (так называемой ашрама), когда он отказывается окончательно от миpa, его страстей и потребностей плоти, не совершая, однако, никакого специального обряда. В смрти и разных индийских законниках, сохранивших в себе требования морали Древней Индии, принятие на себя жизни санньяси дозволяется только старикам, хорошо и нравственно проведшим свою жизнь. Санньяси должен жить уединенно и не иметь постоянного пристанища. В древнейшую эпоху санньяси предавались только религиозному созерцанию; их образ жизни принимали даже женщины. Позже являются у них разные аскетические упражнения, нередко кровавого и отвратительного свойства. Санньяси предаются самоистязанию, ходят нагими, питаются только тем, что им дают добровольно, без просьбы с их стороны, могут оставаться в деревне не долее одного дня, в городе не более трех дней сряду.
Согласно индуистским учениям, победив в себе все плотские привязанности и страсти и достигнув полного равнодушия ко всему окружающему, индиец становился пригодным для последнего и самого трудного периода – для роли религиозного нищего; в качестве такового он уже не нуждался более ни в жертвоприношениях, ни в умерщвлении своей плоти, а "с жертвенным огнем в сердце" посвящал остаток своей жизни размышлению о божестве. Живя где-нибудь в лесу, в глубоком уединении, "с единственным товарищем – своей душой", он должен был тщательно избегать причинить вред какому-нибудь живому существу или оскорбить кого-либо, кто случайно набредет на него. Только раз в день, вечером, "когда угли перестают тлеть и дым больше не выходит из труб, когда все уже пообедали и убрали со стола", мог он приближаться к человеческому жилищу, чтобы выпросить себе несколько пищи. Так должен он жить, не желая себе ни жизни, ни смерти, до тех пор, пока душа его не освободится от своих оков и не поглотится в вечном духе – безличном, абсолютном Брахме.
Существование аскетических излишеств среди санньяси Пенджаба засвидетельствовано спутниками Александра Македонского уже в IV веке до нашей эры. Плутарх сообщает о религиозных самоубийствах среди них в эту же эпоху. В настоящее время имя санньяси имеет более широкое значение, применяясь к разного рода бродячим религиозным нищим, питающимся милостыней, скудно одетым, никогда не моющимся и т. д. Все они большей частью принадлежат к шиваитским сектам. Одна из упанишад носит имя Санньяса-упанишад и содержит данные для характеристики санньяси.