Пратишакхья (санскрит prâtiçâkhya) – в древней индийской литературе род грамматических трактатов, устанавливающих фонетические и грамматические особенности главных ведийских текстов по традициям разных ведийских школ, откуда и происходит имя пратишакхья – "относящийся к отдельным школам, или ветвям (çâkhâ), ведийского предания". Вместе с Нируктой Яски, Пратишакхья представляют древнейшие памятники индийской грамматической школы.
В ряду других памятников ведийской литературы пратишакхья относятся к классу так называемых сутр, то есть к текстам не столь древним, как сами веды – самхиты и примыкающие к ним брахманы. Они могли появиться лишь много лет спустя по образовании ведийских сборников, когда понадобилось охранить священные тексты от порчи, обусловленной различием между их языком и языком разговорным, народным.
До нас дошли только четыре пратишакхья:
1) Пратишакхья к Ригведе, которую относят к школе Шакала и приписывают ведийскому учителю
Шаунаке; она написана в метрической форме. Как дополнение к ней рассматривают Упалекху.
2) Пратишакхья к черной Яджурведе, так называемая Тайттирия-пратишакхья (Taittirоja-prâtiçâkhya), важная как
источник, сообщающий имена разных ведийских учителей.
3) Пратишакхья к белой Яджурведе, приписываемая Катьяане. Она озаглавлена "Ваджасанеи-пратишакхья"
(Vajasaneyо-prâtiçâkhya).
4) Пратишакхья к Атхарваведе, "Шаунакия-Чатурадхьяика" (Çaunakîya Caturadhyayika),
принадлежащая, вероятно, тому же автору, как и пратишакхья к Ригведе.
К Самаведе настоящей пратишакхья не найдено; небольшой трактат грамматического содержания
– Сама-тантра (Sama-tantra), содержащий указания относительно ударения и
акцентуации отдельных стихов Самаведы, – возник, вероятно, в более позднюю эпоху.