Парашурама

Парашурама (санскрит Paraçu-râma = Рама с топором) – шестое воплощение бога Вишну и первое Рамы. История его описывается в Магабхарате и пуранах. Парашурама был брахман и явился на свет, как пятый сын Джамадагни и жены его Ренуки. В прежней жизни он находился под покровительством бога Шивы, научившего его обращению с оружием и давшего ему топор. Парашурама явился в мир для обуздания тирании кшатриев, от которых он очищал землю двадцать один раз, с тем, чтобы отдать ее брахманам. Очевидно, в этом мифе отразилась историческая борьба кшатриев с брахманами из-за первенства. Предание выставляет Парашурама патроном Малабара. По одному мифу Парашурама получил эту область от бога Варуны, а по другому оттеснил океан и пробил в Гхатских горах расселины своим топором. Сюда привел он с собой и брахманов, подарив им страну в искупление совершенного им избиения кшатриев, кровью которых он наполнил пять обширных озер.

Парашурама, в индуистской мифологии шестая аватара великого бог-охранителя Вишну, в которой его миссия на земле состояла в избавлении брахманов от тирании кшатриев. Парашурама, названный так по оружию – топору, полученному им от бога Шивы, был сыном мудреца Джамадагни из рода Бхригу.

В "Махабхарате" и пуранах рассказана легенда о том, как кшатрий Картавирья украл из обители Джамадагни священного теленка; по приказанию отца Парашурама убил Картавирью, но в отместку сыновья Картавирьи умертвили Джамадагни; это послужило причиной ненависти Парашурама к кшатриям, и он "трижды по семь раз очищал землю от кшатриев, наполнив их кровью пять озер" (Махабхарата, III 117, 9); после истребления варны кшатриев Парашурама передал землю во владение брахманам, а сам удалился жить на гору Махендру.

Аватара (санскрит – «нисхождение» бога), в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и прочих существ, совершающих подвиги на земле. В мифах наиболее известны десять аватар Вишну. Кшатрии (в санскрите от слова кшатра – господство, власть), одна из двух высших варн в Древней Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии. Варны (санскрит, буквально – качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны – брахманам – приписывался белый цвет – цвет чистоты, незапятнанности.

Вторую варну представляли кшатрии – воины. Им приписывали красный цвет – цвет огня, войны, решительности и энергии. Третья варна – вайшью – земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет – желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Четвертая варна – шудры, или слуги. Их цвет – черный. Обязанность шудр – служить представителям высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшью, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения.