Дакша

Дакша (древнеиндийское слово Daksha означает "ловкий", "умный", "правый", "способный") –
1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны; близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа (Варуна). Позже Дакша становится более обособленным. Он – сын Брахмы, один из Праджапати, иногда даже глава их.

Дакша
Адитья Дакша с человеческим
телом и головой козла
Вирабхадра и Дакша
Вирабхадра и Дакша, 18 век,
Британский музей

В Махабхарате и Дуранах Дакша происходит из большого пальца Брахмы, а при посредстве другой своей матери, Mârishâ, является эманацией Сомы (напиток, луна), иногда отцом и потомком луны в одно и то же время. В поэме "Гариванша" Дакша есть одно из воплощений Вишну и творец всего существующего.

Дакша, в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в "Ригведе" менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакша является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити ("Ригведа", X 72, 4-5; не-сущее и сущее – в лоне Адити при рождении Дакша, особенно в "Ригведе" III 27, 9; Агни и Дакша). В "Шатапатха-брахмане" (II 4, 4, 2) Дакша отождествляется с творцом Праджапати, а в "Ригведе" (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов.

Дакша, Сати и Вирабхадра Шива
Дакша, Сати и Шива, XVIII век, Британский музей

С божеством Дакша связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчеркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Дакша стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини; отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Дакша и его жены было 50 (в некоторых источниках – 60) дочерей, из них 13 Дакша отдал в жены Кашьяпе, 27 – Соме, а 10 – богу справедливости Дхарме (иногда – Ману). Старшая дочь Дакши Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану – матерью данавов, а третья Адити – матерью адитьев ("Шатапатха-брахмана" XI, "Махабхарата", XII).

Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Дакша ("Махабхарата", "Айт.-брахмана" III и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы); разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша – "голова антилопы"; Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Дакша; найти ее нигде не могут и приставляют Дакше козлиную голову (сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини).

В "Махабхарате" (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жены 27 дочерей Дакши, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакши прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Дакшу смилостивиться над Сомой. В "Хариванше" отмечен мотив превращения Вишну в Дакшу и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Дакши с послеведийским последний противостоит первому по той легкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм).

2) Дакша – индийский законодатель, один из 18 авторов Дхармашастр – индийских кодексов.