Ангро Майнью, в древнеиранской и зороастрийской мифологии глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды, сопровождаемый свитой злых демонов. Ангро Майнью породил смерть, старость, грехи, чародейство, колдовство, суровую зиму, удушливую жару, истребительный град, ядовитых змей и насекомых, болезни и погубил первого человека Гайомарта.
Ангро Майнью
Обычно этот бог действовал не сам, а через подчиненных ему демонических сил – дэвов. Именно из-за его черных деяний мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла. Ангро Майнью проник в недра земли и положил начало аду. Важнейшие из помощников Агурамазды – шесть гениев Амшаспандов, то есть бессмертных святых. Каждому из них Ангро Майнью создал соответственного противника в лице дэва.
В Младшей Авесте дэвы предстают как злые духи, порождения Ангро Майнью, олицетворяющие всевозможные пороки и стремящиеся навредить человеку и другим благим творениям. Вендидад («Закон против дэвов»), одна из четырех священных книг Авесты, содержит обрядовые предписания, как вести борьбу с дэвами и устранять осквернение, причиняемое ими.
Ангро Майнью, в зороастрийской религии олицетворение злобы и мрака, и потому он в древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет ненавистный, в другом написании его имя читается как Ахриман или Ариман. Ангро Майнью не обладает самостоятельной творческой силой, как Ахуромазда, но во всякое чистое и доброе творение Ахуромазды он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.
Ангро Майнью покорны все дэвы, духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ахуромазды и его блаженного царства света. Когда наконец, по зороастрийским верованиям, три спасителя Сосиеши, в особенности третий пророк Траэтаона, победят Ангро Майнью и уничтожат сонмища его демонов, тогда утвердится безраздельное господство Ахуромазды над всем миром.