Скиф, в греческом мифотворчестве младший сын змеехвостой девы Ехидны, от Геракла, которую он встретил, когда перегонял коров Гериона. Дева похитила у Геракла коней и согласилась вернуть их, если только герой станет ее супругом. Геракл с неохотой согласился и трижды поцеловал ее. Дева заявила, что беременна тремя сыновьями и стала спрашивать Геракла, что ей делать с ними, когда они вырастут. Геракл посоветовал ей того сына, который сможет согнуть его лук и подпоясаться как он, сделать правителем ее страны. Он отдал деве свой лук и пояс, с которого свисала золотая чаша, и пошел своей дорогой. Дева действительно родила тройню: Агафирса, Гелона и Скифа. Двое первых, когда выросли, не смогли справиться с заданием отца и мать прогнала их. Скиф согнул лук и подпоясался как Геракл. Так он стал царем скифов (Геродот, История, IV, 5).
По иной версии мифа, возлюбленным девы-змеи Ехидны был Зевс, а когда ее сыновья выросли, с неба упало четыре золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша. Агафирс и Гелон не смогли даже прикоснуться к дарам – золото жгло им руки. Скиф спокойно собрал сокровища и братья добровольно уступили ему царство (Диодор Сицилийский, II, 43).
Наиболее важным источником о мифологии скифов по объему сведений и по степени их достоверности является IV книга сочинения Геродота "История", где приведены данные о структуре скифского пантеона (IV 59) и рассказаны две версии так называемой легенды о происхождении скифов (IV 5-10) – единственного скифского мифа, дошедшего до нас в более или менее развернутом виде. Еще одна редакция того же мифа сохранена Диодором Сицилийским, а фрагменты, восходящие к не сохранившимся его пересказам и содержащие моменты, не отраженные в других версиях, имеются в поэме "Аргонавтика" римского поэта I века до нашей эры Валерия Флакка и в греческой надписи, место находки которой неизвестно (Inscriptiones Graecae XIV 1293, 94-97). Отдельные фрагменты скифских мифов встречаются также в сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Элиана и других античных авторов.