Серапис (Σέραπις), в античности
один из богов эллинистического мира. Культ Сераписа как бога столицы Египта
Александрии был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I
Сотером в III веке до нашей эры при содействии египетского жреца Манефона и
афинянина жреческого рода Тимофея. Новое божество было создано для сближения
египетского и греческого населения Египта на религиозной почве, однако почитание
его распространилось преимущественно в греко-римской, а не египетской среде.
Сераписа изображали в виде мужчины средних лет, с прической и бородой Зевса, со
скипетром в руках и орлом у ног, часто на троне; иногда, как у Плутона, волосы
его ниспадают на лоб, и у ног его Цербер. На голове – корзина, символ обилия, а
иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа, таким образом, отождествляли
с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Его греческая внешность была причиной быстрого
распространения его культа по греко-римскому миру во время увлечения восточными
религиями. Триада из Сераписа, Исиды и Гарпократа совершенно соответствовала
триаде из Осириса, Исиды и Гора. Культ Сераписа проник и в Афины; у подножия
акрополя возник храм этого бога. В Беотии он появился в 216 году до нашей эры;
на Делосе был Серапеум, надписи которого восходят к началу II века до нашей эры:
а в Смирне и Галикарнасе Серапису поклонялись уже в III столетии до нашей эры.
В образе и имени Сераписа были соединены популярные египетские боги Осирис и Апис (первоначально произносилось Осарапис). Подобно Апису и Осирису, он являлся богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых. Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений (в этом качестве он сближался с Посейдоном, изображения Сераписа помещали на носах кораблей) и бога солнца (что повлекло его отождествление с Аполлоном). Отождествляли Сераписа и с Зевсом. Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель больных. Иконография Сераписа чужда египетской традиции и напоминает образы Плутона и Зевса. Догмат Сераписа, будучи, в общем, осирисовым, имел более пантеистический характер. Серапис – принцип влаги, источник производительности, мужской принцип природы. Известна приближающаяся к монотеизму формула: "Серапис – единый Зевс". Праздники и мистерии в честь Сераписа-Осириса, описанные Апулеем, производили потрясающее впечатление на их адептов.