Корибанты

Корибанты (Κορύβαντες), в греческой мифологии название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. Спутники и служители богини, которые в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправляли служение Великой Матери богов. Культ Великой матери богов Реи-Кибелы отличался оргиями, танцами, музыкой, приводящей в экстаз; имеет малоазийское происхождение, в Греции распространился не ранее 7 века до нашей эры. Роль корибантов напоминает роль сатиров в культе Диониса. По Аполлодору они – дети Аполлона и музы Талии (I 3, 4). Даже в ранних текстах греки часто путали их с куретами. Именование слова корибанты, вероятнее всего, произошло от Кориба (Κορύβας), сына Иасиона и Кибелы. В своих историко-географических трудах Страбон утверждает, что корибанты являются детьми Зевса и Каллиопы.

Историческая справка.
Страбон (Στράβων), знаменитый греческий географ времен Августа и первых годов правления Тиберия, родом из Амасеи, резиденции понтийских царей, происходил из богатого и знатного дома. "География" (Γεογραφικά) Страбона, дошедшая до нас почти целиком, – единственное сочинение, дающее нам понятие о том, чем была географическая наука в то время, а равно знакомящее нас и с предшествующей историей науки, и с различными в ней направлениями.

Однако Страбон был гораздо больше литературно образованный повествователь и критик, нежели наблюдатель окружающего и ученый исследователь. Главными источниками при написании трудов ему служили сочинения Эратосфена, Артемидора, Аполлодора из Афин, особенно в известиях о Греции, Полибия и Посейдония – в описании Иберии, Кельтики, Италии, Антиоха – в известиях о Сицилии и Нижней Италии, Феофана, историка походов Помпея на восток. Из Мегасфена, Неарха, Онесикрата Страбон выписывал целые страницы об Индии и соседних к ней землях. Гораздо меньше пользовался Страбон римскими писателями, но Галлию он описывает по Юлию Цезарю; описания походов Августа, записки Агриппы служили ему источником для многих измерений и для известий об альпийских народах. Через этих писателей ему были известны многие другие.

Из древних авторов наибольшим его уважением пользуется Гомер, которого он вместе с Аполлодором и стоиками считал величайшим, всеобъемлющим, точным мыслителем и географом, творцом географии: нужно только уменье открывать действительную основу под поэтическим вымыслом. Страбон с ожесточением нападает на Эратосфена за низведение Гомера на уровень поэта-баснописца; тем же способом и другие мифы и легенды Страбон превращает в действительную историю и географию, примыкая в этом отношении к Полибию. Страбон разделяет и утилитарный взгляд Полибия на географию, как науку полезную для всякого, особенно для правителей и военачальников – взгляд, господствовавший в римском обществе и определявший для географа и подбор материала, пригодного прежде всего для практических целей, и самый предмет землеописания – известную и вместе обитаемую часть земли – Ойкумену (oecumene) с находящимися на ней народами, с их учреждениями и достопримечательностями, с их нравами, отношениями к соседям, с их историей, переселениями и т.п.

Antiques Myths