Хронос (Χρόνος), в греческом мифотворчестве абсолютное время в орфической космогонии. По мнению древнейшего греческого теолога Ферекида Сирского, жившего около 600 года до нашей эры, Хронос является одним из мировых начал наряду с Хтонией (земное начало) и Зевсом (принцип жизни). Из семени Хроноса, по Ферекиду, возникли огонь, воздух и вода, а из этих стихий – различные поколения богов.
Хронос
В борьбе, которая разгорелась среди богов из-за обладания миром, Офионей (змей – символ земли) со своей ратью выступил против Хроноса и его сторонников. Хронос из этой битвы вышел победителем, причем побежденная сторона вместе с Офионеем была низвергнута в морскую бездну (Оген – океан).
В других орфических сочинениях, Хронос – безначальное время, создавшее из эфира и хаоса серебряное яйцо, из которого вышел перворожденный из богов Фанет (другие имена его – Эрот, Метис, Эрикапей), носитель всех зародышей мира, отец Никты, Ехидны, Земли и Урана. Некоторые мифологи отождествляли Хроноса с Кроносом (например, в древности стоики и отчасти орфики, а в современное время историки Буттман, Велькер и другие), но современным языкознанием это сопоставление отвергается.
Некоторые исследователи и историки связывают греческого Хроноса с римскими богами – с богом и покровителем всякого начала Янусом и богом плодородия и садоводства Сатурном. Древние римляне веровали в то, что Янус охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Янусу, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет, различные сельхозорудия), приобщение людей к культивированию винограда, и вообще положительное влияние на развитие культуры и науки. С именем Сатурна было связано представление римлян о золотом веке, когда италийский народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности.