Гемера, в греческой мифологии богиня светлого Дня. По Гесиоду дочь Никты и Эреба, по другой версии - дочь Хаоса и Калиго, спутница Гелиоса на его пути по небу. В Орфических гимнах дочь Гелиоса, родившая от Эфира смертного человека Бронта, Небо, Землю и Море. В римской мифологии Гемере соответствует Диес.
Историческая справка об Орфических гимнах и литературе орфиков.
Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος,
Αίών) породило из себя Хаос и Эфир, от которых произошло миpoвoe серебряное
яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (πρωτογόνος) бог
Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις, Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех
богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. Φάνης был гермафродитом и
имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а
от нее – Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гесиоду вплоть до Зевса.
Литература орфиков получила особое распространение в III–IV веках нашей эры,
когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и
доказательства своей силы.
До нас дошел сборник орфических поэм: Όρφικά или Τα
είς Όρφέα άναφερόμενα.
В который вошли:
1) Αργοναυτικά –
мифологическая эпопея, относящаяся к
позднейшему времени греческой литературы;
2) Λιθικά – теургический эпос в 768 стихотворениях, в котором Орфей рассказывает
Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней;
3) Ύμνοι – литургические стихотворения (88), обращенные к различным
божествам и олицетворенным силам природы.
Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, например, стихотворение κρατήρ (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гесиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевсине. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, например, τελεταί (религиозные таинства). Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский.