Алкестида

Алкестида (Άλκηστις), в греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда ее муж, обреченный на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласятся заменить его в царстве мёртвых, Алкестида соглашается сойти в аид вместо Адмета. Свое peшение Алкестида объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей. Неожиданно навестивший дом Адмета Геракл, несмотря на радушный прием, замечает, что все домочадцы опечалены, и узнает причину их горя. Подкараулив у могилы Алкестиды пришедшую за ней смерть, Геракл отбивает Алкестиду и возвращает ее мужу. Так излагается миф в трагедии Еврипида "Алкестида".
Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви Алкестиды, возвращает её мужу ещё более прекрасной, чем она была раньше (Платон, Conv. 179). В основе мифа об Алкестиде сказочный мотив самопожертвования во имя любви.

В античном изобразительном искусстве (фрески в Геркулануме, вазопись, рельефы саркофагов и др.) были распространены два сюжета: сватовство Адмета и прощание супругов. В европейском искусстве широко известна скульптура Огюста Родена "Смерть Алкестиды".
В европейской драматургии 16-20 веков этому мифу посвящены следующие произведения: "Верная жена Алкестида и ее верный муж Адмет" Г. Сакса; "Алкестида" Ф. Кино, а также Т. Смоллетта, К. Виланда, В. Альфьери; "Дом Адмета, или Обмен судеб" И. Г. Гердера; "Жизнь под солнцем" Т. Уайлдера и др. Образ Алкестиды нашел отражение в поэзии (поэма "Алкестида" Р. М. Рильке и др.).
С 17 столетия миф приобрел широкое распространение в европейском музыкально-драматическом искусстве (оперы "Алкестида или Триумф Алкида" Ж. Б. Люлли; "Алкестида" И. В. Франка и А. Драги; в 18 в., – "Адмет, царь Фессалии" Г. Ф. Генделя (создал также ораторию "Алкестида"); "Алкестида" К. В. Глюка и др. Среди балетных спектаклей: "Адмет и Алкестида" – три постановки Ж. Ж. Новера, "Алкестида" Й. Вейгля и др.