Другой важнейшей опорой «византийского таксиса» выступало право. Первым официальным сводом византийских законов стал кодекс Феодосия II (438 год). Он вобрал в себя более ранние нормы, начиная с Константина Великого. Наиболее универсальной кодификации византийское и римское право было подвергнуто при Юстиниане I Великом в 528–533 годы. В результате был составлен «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis), собрание римских законов и сочинений юристов, которое на протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран; остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана – римское право, переработанное с учетом новых экономических условий.
13 февраля 528 года Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 года был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления I-VI веков. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое «древнее право» (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 года он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух – из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии – написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов – была выполнена к 16 декабря 533 года.
Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению
Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу
21 ноября 533 года. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса –
добавлено более трехсот новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем
основным частям корпуса были добавлены так называемые «Новеллы», написанные
профессором Юлианом из Константинополя в 556 году, – собрание императорских
постановлений, вышедших в 535-556 годах, после издания кодекса. Сам Юстиниан
назвал свое творение «храмом римской юстиции», средневековые юристы присвоили
ему наименование «Корпуса гражданского права». Он включает в себя:
1) Институции (состоят из 4 книг, по содержанию это в значительной
мере повторение Институций Гая);
2) Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тысяч сочинений
39 юристов);
3) Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц Рима);
4) Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени – 168
новелл).
Византийское право впервые провозгласило равенство всех людей перед законом независимо от этнической, религиозной и половой принадлежности. Это равенство, согласно трактовке византийских юристов, предопределялось естественным правом. Рабство считалось установленным по праву народов (jus gentium). Подчинение чьему-либо господству рассматривалось противоречившим природе, естественному праву. Раб в византийском обществе получал правовую защиту государства; за его убийство и физическое увечье господин нес уголовную ответственность; раб получал частичную правоспособность и более широкие возможности освобождения. Государственная собственность не получила полного преобладания, как на Востоке. В Византии сохранялась достаточно широкая сфера частнособственнических отношений. Практиковались различные виды контрактов, аренды, залогов, сервитутов и прочих правовых действий с собственностью.
Византийское судопроизводство отличалось открытостью и состязательностью.
Существовали юридические консультации, нотариальные конторы и коллегии
адвокатов. Юристы занимали ведущее место в обществе. Между прочим, византийские
юристы могли осуществлять «анонимную правку» законов, внося сокращения,
редакционные правки, перераспределение и изменение последовательности
нормативных материалов. Допускалась интерполяция, т.е. добавления между строк
при копировании законов и рассылке их на места.
С VIII века законодательство и судопроизводство стали переводиться с латинского
языка на греческий. Первым сводом законов на греческом языке стала «Эклога» 726
года. Она представляла собой сокращенную выборку из Corpus juris civilis с
некоторыми добавлениями «в духе большего человеколюбия». Вместо смертной казни
«Эклога» утверждала телесные и увечащие наказания в виде битья палками или
плетью, отрезания носа, вырывания языка, отсечения рук, ослепления, выжигания
волос и пр.; подобные меры должны были применяться за тяжкие преступления –
осквернение святости алтаря и права церковного убежища, клятвопреступление,
вероотступничество, разграбление могил, подделку монет, похищение, прелюбодеяние
и др. Сами эти нормы появились под воздействием обычаев различных народов,
проживавших на территории Византии. «Эклога» отменяла самые жестокие виды
смертной казни, например, распятие и сожжение; сокращались составы преступлений,
за которые назначалась высшая мера наказания: стали казнить лишь за
кровосмешение, гомосексуализм, поджог, отравление, колдовство, убийство, разбой, некоторые ереси.
По-новому регламентировались семейно-брачные отношения. Брак, согласно «Эклоге»,
являлся союзом мужа и жены, обладавших равными имущественными правами. Развод
ограничивался и был связан с имущественными и денежными обязательствами.
Дополнениями к «Эклоге» стали Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев
законы. Земледельческий закон регулировал отношения в Крестьянской общине.
Военный закон устанавливал наказания для военнослужащих, нарушавших уставы и
совершавших уголовные преступления. Морской закон касался организации плаваний,
фрахта, торговли и морских товариществ. Моисеев закон включал 10 заповедей,
которые, по преданию, сам Яхве начертал на Синае и вручил Моисею.
С VIII века судьи стали получать деньги из казны за отправление своих функций, что
превратило их в государственных чиновников. С другой стороны, суд был признан
безвозмездным для всех участников судебного процесса.
Далее ► Социальные отношения в Византии