Все византийское общество рассматривалось как совокупность подданных, обязанных служить государю имуществом и личностью. Основу общества составляло крестьянство, объединенное в митрокомии, самоуправлявшиеся общины. Свободные крестьяне, по-византийски «георгики», делились на несколько категорий. Высшую ступень занимали динаты – сильные люди; юридически они являлись членами общины, избирались на должности; пользуясь правом приоритетного приобретения земель общинников, они скупали недвижимую собственность соседей и превращались в землевладельцев, использовавших труд наемных и зависимых крестьян. Будучи военнообязанными, динаты, как правило, исполняли конную военную службу. Среднюю ступень занимали стратиоты, служившие в пехоте. На низшей ступени находились апоры – бедняки, неимущие, сдававшие свои земли в аренду более состоятельным, и мистии – наемные. Все они платили синону – натуральный налог, капникон – подворный сбор, и каноникон в пользу церкви. С VIII века в Византии стали появляться парики; формально они были юридически свободными, не были прикреплены к земле, однако существенно ограничены в правах; их повинности были почти в три раза выше повинностей георгиков; они обязаны были отрабатывать барщину на господской земле; они не имели права носить оружие и участвовать в войске.
Землевладельческая знать получала императорские пожалования на взыскание государственных налогов с селений, округов или областей. К XI веку сложилась привилегированная сословная группа прониаров, обладателей подобных пожалований. Они получали эскуссии, то есть освобождение от налогов и изъятие своих земельных владений из-под контроля государства. Прониары были обязаны несением военной службы. В то же время им дозволялось содержать собственные вооруженные свиты.
В Византии достаточно многочисленным было сословие горожан, поскольку Византия являлась самой урбанизированной страной средневековья. Горожане были объединены в корпорации. Среди них большим влиянием пользовались объединения торговцев. Корпорации, как и города в целом, находились в зависимости от государства и не обладали самоуправлением.
Более многочисленным, чем на Западе, было в Византии духовенство. На вершине иерархии стоял патриарх; ниже него находились митрополиты, возглавлявшие церковь в областях; ниже – архиепископы, правители церковных округов; еще ниже – епископы, руководившие церковными делами в городах с близлежащими районами, но также и в крупных селениях. Монашество было объединено в монастыри, самыми крупными и влиятельными из которых были Афонский и Студийский.
Особенностью Византии было существование разветвленного и иерархизированного
чиновничества. С X века сложилась иерархическая система титулов и чинов. Были
установлены 18 рангов. Титулы и чины не передавались по наследству,
предоставлялись только за службу императору. Кроме этого существовали должности,
не входившие в чиновничью иерархию, например, евнухи. Наибольшим влиянием из них
пользовались паракимонены, или спальничие. Именно они нередко выдвигались на
роль временщиков.
В Византии должностные злоупотребления и преступления не подлежали уголовной
ответственности. Взятки были официально узаконены как дары должностным лицам, и
существовали фиксированные таксы за ту или иную услугу, в зависимости от ранга чиновника.
Далее ► Экономика Византийского таксиса