Начавшись в США при республиканской администрации президента Герберта Гувера, обещавшего во время предвыборной компании «процветание» народу, кризис перебросился на Германию и Японию как на наиболее связанные с американской экономикой страны. Англия, где в 20-е годы не наблюдалось большого подъема производства, испытала относительно замедленное падение в экономике. Франция почувствовала кризис в промышленном производстве лишь в 1931 году.
В конце 1920-х годов фондовый рынок США развивался быстрыми темпами и достиг максимальных показателей в августе 1929 года. Затем цены на акции начали снижаться, одновременно возрос объем спекулятивных сделок. 18 октября началось стремительное крушение фондового рынка. В «черный четверг» 24 октября акционеров охватила настоящая паника, было продано рекордное количество акций – 12894650. Банки и инвестиционные компании скупали большие пакеты акций, стремясь остановить панику, но в «черный вторник» 29 октября было продано 16 миллионов акций и произошел обвал цен. Стоимость акций упала на девяносто процентов, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. Крах Нью-Йоркской биржи положил начало десятилетнему экономическому спаду, который затронул все индустриальные страны Запада. К 1933 году в США потеряли работу около 16 миллионов человек.
Итак, наступление кризиса и его протекание было связано со структурой национальных экономик. Мировой экономический кризис привел не только к спаду в промышленности и появлению к 1932 году 26 млн. безработных в капиталистических странах, но и к параличу международной финансовой системы. Обесценились валюты 56 государств. Поддержание золотого стандарта сделалось невозможным, стараясь защитить свои экономики, Англия и США переходят к формированию стерлинговой и долларовой зон. В 1931 году вводится годичный мораторий по межправительственным долгам и репарациям. До этого многие страны уже находятся в состоянии дефолта. Разрушается мировая торговля. Происходит переход к двусторонней клиринговой торговле.
Необходимо было найти выход из создавшегося положения. Создается Банк международных расчетов. В период с июня 1931 года по апрель 1932 года 70 стран повышают таможенные тарифы, ограничивают выдачу валюты для импорта, вводят квоты или вообще запрещают импорт. Государство пытается субсидировать крупные и важнейшие предприятия и монополии. Вводится государственный контроль на закупку сельскохозяйственной продукции. В 1932 году из кризиса начинает выходить Япония. Постепенно в странах капиталистического мира начинают нащупывать пути выхода через ужесточение государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Классически понимаемый образец этого подхода представляет собой “новый курс” в США, проводимый президентом Ф. Д. Рузвельтом с 1933 году.
“Национальный акт о восстановлении промышленности” передавал под контроль
Национальной администрации оздоровления промышленности (НИРА) 95% промышленных
предприятий, которым фактически навязывались соглашения о картелировании и
планировании. Более того, правительство фактически вмешалось в отношения
работодателей с трудящимися, признав право последних на профсоюзы и коллективные договоры.
Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА) должна была стимулировать
фермеров и аграрные монополии к сокращению посевных площадей и поголовья скота с
целью стабилизировать цены на рынке. Для решения проблемы безработицы, точнее
давления этой массы людей на социальные отношения, пытались использовать систему
общественных работ. Политико-правовые действия президентской команды привели к
переходу в компетенцию федеральных органов новых сфер социально-экономического и
финансового блока. В конституционное право был инкорпорирован принцип
ответственности федерального правительства за состояние социально-экономических
отношений. Правительству США удалось не только создать механизмы преодоления
кризиса, но и сделать шаг к гармонизации социальных отношений.
К середине 1930-х годов практические шаги по выходу из кризиса получили свое теоретическое подкрепление в работах Д. М. Кейнса. Однако даже научное обоснование с либеральных позиций метода вмешательства государства в экономику вызывали сомнение в целом ряде стран и, прежде всего, по идеологическим соображениям. Многим политикам практика государственного вмешательства напоминала “экономическую концепцию государственного социализма”, осуществляемую в СССР. Более того, под влиянием Шведской социал-демократической рабочей партии и профсоюзов в этой европейской стране с 1935 по 1938 год начато претворение в жизнь так называемой “шведской модели” – “народного капитализма”, в которой государству переходит инициатива рыночного регулирования, и предприниматели вынуждены делиться своими прибылями с трудящимися.
Однако в условиях, когда депрессия в экономике с 1937 года переходит в новую
волну мирового кризиса, даже колеблющиеся либеральные и консервативные политики
были вынуждены пойти по уже проторенному пути. К тому же применявшаяся система
государственного регулирования в корне отличалась от “советской модели”, так как
вмешательство шло посредством рыночных механизмов. И последнее, мы должны
помнить, что история мирового экономического кризиса была закончена
разразившейся мировой войной.
Далее ► Влияние кризиса на международную обстановку