Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
- оratores (молящиеся), то есть духовенство;
- bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
- laboratores (работающие), то есть горожане.
Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое
крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала
принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально
сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить
младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества.
Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие
рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего
рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного
крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило,
что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с
просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан
пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые
несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день,
превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается
тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.
Сословная структура средневекового общества
На картине художника Сесила Даути изображено торжество встречи короля-победителя Генриха V, которого чествуют по возвращении в Лондон после победы над французами в битве при Азенкуре. На холсте представлена сословная структура средневекового общества в Англии: придворные, рыцари, монахи, солдаты, горожане и крестьяне на фоне старого Лондонского моста. За рекой Темзой виден старый собор Святого Павла.
Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.
Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.
Сословная структура горожан была также иерархизирована. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.
Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии – фригольдерами, в Германии – мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии – копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог – шеваж, подымный налог – фокаж, налог за право вступления в брак – формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству – мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.
Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в
условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы
возникли в Кастилии и Арагоне в 60–70-е годы XII века. Они назывались кортесы и
состояли из четырех палат – бразо:
1) рикос омброс;
2) идальго;
3) духовенство;
4) горожане.
Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля,
обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на
престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем
не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на
условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.
Далее ► Сословно-представительные собрания в странах Европы