Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить как комплексное с преобладанием предметной логики, уровень развития его личности можно назвать дорефлексивным.
С рождением цивилизации симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, в Месопотамии – новый тип людей, носителей такой культуры (фигуры шумерских чиновника-бюрократа и ученого-писца). На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. По-видимому, она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В VI – IV тысячелетиях до нашей эры обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д.
В IV тысячелетии до нашей эры наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутри, необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек.
Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры.
Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине II тысячелетия до нашей эры, несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки.
Собственно, клинопись является видом письменности, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, наносимых на сырую глину. Такая пиктографическая письменность возникла около 3000 года до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись – идеографически-ребусное, позже – словесно-слоговое письмо.
Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и
произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о
Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой
жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе,
повествующая о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый
космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и
поэма-сказка о проделках хитреца, поэма о страданиях невиновного. Мы до сих пор
пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля
круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд; успехами
вавилонской астрологии: система определения лунных фаз (Набуриан),
продолжительность солнечного года (Киден). Родившаяся, по-видимому, на рубеже
III–II тысячелетий до нашей эры идея единой истинной царственной власти, переходящей со
временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в
Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием
раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на
Руси в начале XVI века теории Москва – третий Рим. Характерно, что инсигнии
византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона.
Далее ► Индийская цивилизация