Папа Иоанн VIII (872–882 годы), опираясь на учение Гинкмара Реймского, обосновал правомочие римского понтифика объявлять об угодности или неугодности Богу того или иного правителя. Уже в этом чисто мирском содержании притязаний папства критически мыслившие теологи христианства усматривали признаки раздвоенности церкви, чреватые ее искажением и вырождением; за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями. Еще более явными чертами раздвоения были расхождение западной и восточной церквей сначала по вопросу об иконах, а затем – о догмате «filioque», то есть об исхождении Святого Духа либо только от Бога Отца, как учили на Востоке, либо от Отца и от Сына, как считали на Западе, а также схизмы внутри самой западно-христианской церкви. Как известно, в 858 году энергичный и амбициозный папа Николай I объявил о низложении константинопольского патриарха Фотия, а тот, нимало не смущаясь словесными проклятиями и оставаясь в сане, анафематствовал, в свою очередь, римского первосвященника. Затянувшийся церковный конфликт закончился в 1054 году торжественным объявлением об отделении церквей, провозглашенным в Риме Львом IX, а в Константинополе – Михаилом Керуларием. Нельзя забывать, что в самом Риме в VIII–Х веках правили одновременно два и более пап.
В условиях, когда каждая из двух христианских церквей объявляла о своей истинности и о своем предпочтительном назначении на объединение всех христиан в универсальную монархию, когда проповедовали папы и лже-папы, с особой остротой актуализировалась проблема спасения. Сильное недовольство вызывало качество духовного наставничества римско-католической церкви, переживавшей в середине IX–X веков времена глубокой моральной деградации. Дело доходило до того, что на римском престоле в 855–858 годах под видом папы оказалась женщина – «папесса Иоанна». Будучи дочерью англо-саксонского монаха, обладая способностями к интеллектуальным занятиям, она пришла в монастырь, движимая страстной любовью к одному юному монаху, для чего облачилась в мужское платье и приняла мужской образ. Личные дарования выделили ее в настоятели монастыря, а затем, когда Рим был озабочен проблемой избрания папы, выдвинули на это высшее в церковной иерархии место. Став «папой», она не рассталась со своими амурными привязанностями и забеременела. Однажды, во время одного из церковных праздников, с ней случились родовые схватки, она упала посреди процессии и родила в страшных муках, окончившихся смертью и роженицы, и новорожденного.
В Х веке, на протяжении более пятидесяти лет, папская тиара была разменной монетой в любовных делах знатных куртизанок – матери и двух дочерей – Феодоры Старшей, Мароции и Феодоры Младшей. Папа Сергий III (904–911 годы) – любовник Феодоры Старшей, отец двух ее дочерей, с которыми он также имел интимные связи – добился власти благодаря деньгам своей возлюбленной и убийству двух пап. «Моментальная смерть менее страшна, чем долгое пожизненное заключение»,– цинично говорил этот папа-убийца. Любовником Феодоры-матери был и Иоанн Х (914–928 годы), который пастырскому посоху предпочитал меч или копье, а кресту – латы. Иоанн XI (931–936 годы) был сыном Мароции и Сергия III. Позднее папская тиара досталась внуку Мароции – шестнадцатилетнему юнцу Октавиану, прославившемуся невиданной распущенностью. Боясь дурной славы, он принял имя Иоанна ХII (955–964 годы), и с тех пор возник обычай менять имя, принимая сан папы. При нем Латеранский дворец превратился в публичный дом. На разнузданных оргиях он пил за здоровье Дьявола, играл в карты, беззастенчиво торговал должностями, закладывал папские регалии, участвовал в ночных грабежах, посвящал священников в конюшне. Не уступал ему в черной славе Бенедикт IX (1032–1044 годы), из той же фамилии Феодоры и Мароции. Став папой едва ли не в 12 лет, он был изгнан за разбои, насилия и развращенность. Его обвиняли в чародействе и связях с Дьяволом. В конце своего позорного правления он продал папский престол с аукциона.
Испытываемые «кораблем Святого Петра» бедствия переполняли страхом сердца христиан перед будущим, внушая мысль о скором наказании и Страшном Суде. Распространялось убеждение в том, что церковь в ее подобном состоянии перестала быть истинной и стала дьявольской. В качестве иной опоры, более надежной, и иной силы, способной покарать ставшую Вавилонской блудницей церковь, стала рассматриваться Римская империя, идея которой никогда не исчезала в средние века и была далеко не фикцией, но – одной из доминант средневекового способа мышления, ибо «Римская империя» понималась как последняя «Земная монархия», названная в «Откровении» Иоанна Богослова, которая исчезнет только со Вторым пришествием Христа, Светопреставлением и Страшным Судом, уступив затем место «Божьему Царству».
После того как в 1054 году было официально провозглашено и в XIII веке окончательно закрепилось разделение
Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в
Риме) попытки примирения (на второмм Лионском соборе 1274 года и особенно на
Флорентийском соборе 1439 года) не имели долговременного успеха; их результатом
была парадигма так называемого «униатства», или «католицизма восточного обряда».
Далее ► Власть Каролингов