Общество афинских граждан

В Элладе практиковалось мусическое воспитание (от греч. musike – общее образование, духовная культура, букв. – искусство муз), система умственного, эстетического, нравственного воспитания, включавшая литературное и музыкальное образование, знакомство с основами наук, изучение ораторского искусства, политики, этики, философии. Наибольшее развитие мусическое воспитание получило в системе афинского воспитания, где сочеталось с гимнастикой. Греческие юноши должны были окончить гимнасий (греч. gymnasion) – государственное учебно-воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в IV – V веках до нашей эры.

Музыка и танцы в Древней Греции
Музыка и танцы в Древней Греции
Олимпийские бегуны в Древней Греции
Спортивные состязания в Элладе

В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование. Затем предстояло обучение в эфебии. Эфебия, (от греч. ephebos – юноша), государственная организация в Афинах и Спарте для подготовки свободнорожденных юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе. Окончившие эфебию становились полноправными гражданами государства.

Все афинские граждане получали равные права участия в собраниях, суде и управлении. Каждый афинский гражданин стал обладать правом законодательной инициативы. Все кандидаты на должности подвергались равным испытаниям – докимасии, которая имела целью подтвердить афинское происхождение и пригодность к исполнению государственных должностей. Была впервые введена процедура тайного голосования, призванная уравнять шансы кандидатов. Впрочем, при избрании стратегов было сочтено благоразумным отказаться от тайного голосования. Булэ приобрел характер демократического правительства полиса. Он ведал внутренними и внешними делами государства, проводил расследование дел булевтеров, осуществлял докимасию членов булэ нового состава.

Во главе булэ стоял эпистат; он избирался по жребию из числа булевтеров на 1 день; он хранил печать полиса, ключи от казны, вел прием афинских граждан в булевтерии, особом здании круглой формы. Текущими делами булэ занимался не в полном составе, а в 10 рабочих комиссиях – пританеях, по 50 булевтеров в каждой, которые работали в течение 1 месяца (так как год делился на 10 месяцев), и очередь определялась жребием. Гелиэя, численно сравнявшаяся с правомочным народным собранием, приобрела новое качество, став, по сути, верхней палатой законодательного собрания. Именно в гелиэе решалась окончательная судьба законопроектов в форме состязания двух комиссий – синэгров и синдиков, выступавших соответственно защитниками и противниками обсуждаемого законопроекта. И только после получения большинства голосов в гелиэе проект становился номосом, то есть законом.

Была регламентирована работа экклессии. В начале года проводилась эпихейротония законов, то есть общее подтверждение действующих законов. Те законы, которые не получали необходимого большинства голосов, передавались в специально создаваемые комиссии синэгров и синдиков для новой экспертизы, и окончательное решение по ним принимала гелиэя.

Вслед за этим первым собранием года совет пятисот делал запрос в следующем собрании: нужно ли в текущем году прибегать к особой мере наказания – изгнанию ради сохранения демократии в Афинах. После получения большинства голосов назначался день очередного собрания, в котором прибегали к остракизму, «суду черепков». Каждый гражданин тайно записывал на глиняном черепке имя политика, деятельность которого представляла угрозу для полиса, если 6000 граждан указывали одно и то же имя (это 1/3 афинских граждан), то этот человек в течение десяти дней должен был покинуть Афины на десять лет. Подвергнутый остракизму сохранял имущественные права, сохранял свою честь и достоинство. На последнем собрании года проводились докимасия кандидатов на высшие должности и выборы булэ, гелиэи и прочих коллегий.

Экклессия выступала высшей апелляционной инстанцией: приговоренный к смерти выходил на агору, где проходило собрание, с веревкой на шее; если собрание соглашалось помиловать, то веревка снималась, если собрание отказывало в помиловании, то приговоренный удушивался этой веревкой на площади собрания. Что касается законодательной власти, то экклессия приобрела положение своеобразной нижней палаты, где сохранился принцип прямого представительства. Чтобы решения экклессии приобрели силу, должна была присутствовать 1/3 афинских граждан, что составляло 6000 человек.

Экклессия была правомочна принимать постановления-псефизмы, которые стояли ниже законов, то есть являлись подзаконными актами, но считались обязательными для полиса. Сам Клисфен, основатель демократии, стал первым афинским политиком, подвергнутым остракизму. Этим демократия проявила свою нетерпимость к выдающимся личностям. В то же время институты демократии оказались слабыми перед посредственными личностями, но искусными демагогами, умело манипулировавшими настроениями народа в своих интересах.

Далее ► Расцвет афинского полиса и демократии