Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V век до нашей эры, связывая его с именем афинского стратега Перикла (около 490-429 до нашей эры). Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) сначала способствовали расцвету афинского полиса и демократии. Однако, в действительности V век до нашей эры оказался концом демократии в Афинах.
Перикл отличался крайним честолюбием, авторитарностью, был довольно посредственным военачальником и непревзойденным в искусстве демагогии. Он был лидером народной партии пятнадцать лет подряд, вплоть до своей смерти в 429 году до нашей эры. Перикл назывался главным стратегом и наделялся особыми полномочиями: созывать и распускать экклессию, булэ, гелиэю и другие коллегии, распоряжаться казной, иметь телохранителей и др. Перикл провел серию законов, имевших целью, как декларировалось, расширение демократии. Был лишен своих привилегий ареопаг. Была введена плата за исполнение государственных должностей, прежде считавшихся почестью за участие в народном собрании. Этим законодатель стремился привлечь к управлению полисом как можно более широкие слои общества, включая земледельцев и ремесленников с невысокими доходами. Однако последствия оказались совершенно противоположными.
Именно с этого времени распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп должностных лиц, лоббирование, подкуп голосов избирателей и судей и т.п. Собственно говоря, раздача денег при входе на собрание оказывалась подкупом голосов в интересах Перикла. Затем была установлена плата за службу в армии, которая прежде считалась священным долгом каждого гражданина. Предполагалось, что эта мера усилит армию, привлечет в ее состав самую деятельную часть общества и компенсирует потери ежедневных доходов.
Но и здесь результат оказался отрицательным. Именно с этого времени стал исчезать характерный для полиса патриотизм, афинские граждане стали уклоняться от службы в армии, стали нанимать заместителей. Не ограничившись этим, Перикл ввел феорикон, так называемые «зрелищные деньги», которые раздавались демосу для посещения театров, ипподромов и прочих мест массовых зрелищ. Это было уже, очевидно, популистской мерой, рассчитанной на усиление влияния Перикла среди демоса. Кроме того, совершение подобных ежедневных выплат превратило Перикла в бесконтрольного распорядителя государственной казны, которая прежде являлась неприкосновенной.
Феорикон оказался еще более разрушительным для полисных устоев: распространилась праздность; труд, общественно значимая деятельность перестали считаться добродетелью. При Перикле экклессия была поставлена над всеми законодательными, судебными и контролирующими институтами. Общество стало регулироваться не законами, а постановлениями народных собраний, в которых Перикл всегда получал необходимое ему большинство голосов. В сущности, экклессия маскировала авторитарное управление, а демократия вырождалась в демагогию.
Личные мотивы всегда оставались ведущими в деятельности Перикла. Еще в начале его политической карьеры общество было взбудоражено бракоразводным процессом. По старым законам Афин Перикл подлежал лишению должностей и бесчестью – атимии. Однако Перикл добился признания «законности» своего развода. Вслед за этим народное собрание вынуждено было заниматься новым скандальным делом – признанием законности второго брака Перикла с гетерой Аспасией, а затем – и делом о законорожденности его сына от Аспасии.
Даже невиданная по масштабам строительная
деятельность не может быть поставлена в заслугу Периклу. На строительство
Афинского акрополя были истрачены 3700 талантов серебра. Государство было
поставлено на грань банкротства, но Перикл превратился в самого богатого
гражданина Афин. Растрачены были деньги не только самих Афин, но и союзников,
что стало причиной Пелопонесской войны Афин 431 – 404 годов до нашей эры. В ходе этой
войны умер от эпидемии Перикл и пала афинская демократия.
Далее ► Спарта