Культура Нового царства

Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий. Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II.

Клеопатра
Клеопатра, царица Египта,
старшая дочь царя Птолемея Авлета

Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III – это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.

Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой литературы («Сказка об обреченном царевиче», «Правда и Кривда», Миф об истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика). В новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой, стены храмов и гробниц запечатлели бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев, принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в консервативную область древнеегипетской литературы: заупокойные тексты, гимны богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план.

Мир и внешняя стабильность, казалось, надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына Аменхотепа IV, который, изменив вере своих предков, на двенадцатом году своего царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска – Атона, по приказу царя в египетских надписях уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на «властитель», а знак бога – знаком, обозначавшим властителя, само солнце мыслится не как бог, а как царь, отныне в мире правят только два царя: Солнце – Атон, и его сын Эхнатон – Угодный Солнцу.

Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры, впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы, Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке. Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется некультовая лирика – любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и включена в ритм жизни храма. После амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов.

Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса II, гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов XIX династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, пещерный храм Рамсеса III в Абу-Симбеле с величественными статуями царя. По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания – намеренная архаизациия, новая тенденция в египетской культуре на волне усиления международных контактов. Один из лучших памятников этого периода – стела Пианхи из «Гебель Баркала», красочное повествование о покорении Египта царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими и литературными текстами. В период правления XXIV династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики, ушла в прошлое слава Фив, культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображений – смешение стилей, внешняя стилизация в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения свидетельствуют о многовековой шлифовке.

После завоевания персами Египет являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи и верования. С саисского периода официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы, хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям иногда изображался в египетском военном облачении, Камбиз II был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии I была записана «Повесть о Петеисе III» – это произведение является свидетельством духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре его внимания – преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры.

Далее ► Цивилизация Месопотамии