Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов поначалу казался очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватило местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира.
Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в 331 году до нашей эры в Вавилон, где он короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука.
Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 года до нашей эры, когда страну захватили парфяне. С упадком Селевкидов в Вавилоне воцарились парфяне, и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 – Септимием Севером. Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами. Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственной государственности.
Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии, в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов. Подлинными ее носителями были писцы и жрецы. Однако что значила эта ученость для эллинов, которые уже были знакомы с творениями Платона и Аристотеля, традиционные представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом.
Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной, искусство не импонировало греческому вкусу, местные культы также не были признаны. В то же время греческая культура не могла не прельщать многих неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего, причастность к культуре завоевателей открыла путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уже низы. Для вавилонской культуры это означало потерю немалого числа активных и способных людей, перешедших в эллинство. Однако импульс, данный греками, с течением времени ослабевал, тогда как процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей, он начался с социальных низов переселенцев, и вскоре греки растворились в массе местного населения.
В пору своего расцвета город Вавилон был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука – зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.
Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» – «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука – Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 метра.
Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича
и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте
храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных
цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских
жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой
стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и
канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы.
Широко была распространена грамотность.
Далее ► Пиктографическая письменность