Коммунальное движение средневековья

Коммуна (от лат. communis – общий), в средневековой Западной Европе – городская община, добивавшаяся от феодалов прав самоуправления. Конституирование свободных самоуправлявшихся городов происходило различными путями. Часть городов, лежащих на побережье Средиземного моря (Монпелье, Генуя, Пиза, Венеция и др.), сделали колоссальные накопления на торговле с Востоком и смогли выкупить весь объем привилегий, закрепленных в хартиях вольностей. Часть городов достигли прав самоуправления в результате компромисса, соглашения с настоящим сеньором. Наконец, часть городов завоевали свои свободы в открытой борьбе с сеньором – императором, королем, папой. В этом последнем случае историки говорят о «коммунальном движении» или о «коммунальной революции».

Наиболее упорный характер носила борьба за коммуну в Милане. В 1160 году в Милане произошло восстание, были изгнаны чиновники императора Фридриха I Барбароссы, провозглашена коммуна, символом которой стала caroccio – повозка. Император штурмом захватил город, велел горожанам пройти перед ним в параде ослов, постановил выселиться горожанам из Милана, велел разрушить город, вспахать центральную площадь и посыпать пашню солью. Рядом с Миланом возник город-спутник Аллессандрия, названный в честь римского папы Александра III. Коммуна возглавила борьбу против Фридриха I, образовала Ломбардскую лигу городов.

В 1176 году произошла битва при Леньяно, в которой городское ополчение разбило армию Барбароссы. Сам император бежал с поля боя, бросив знаки императорского достоинства. Потерпев сокрушительное поражение в битве при Леньяно, Фридрих I Барбаросса вынужден был отменить Ронкальские постановления. В 1183 Барбаросса заключил с Ломбардской лигой Констанцский мир, по которому отказался от многих претензий в Северной Италии. Миланская коммуна была восстановлена.

Порой историки оценивают коммунальное движение как антифеодальное. В действительности это была борьба за легитимацию, узаконивание привилегированного статуса города в системе феодальной иерархии. Более правы те исследователи, которые рассматривают средневековый город как коллективного сеньора, обладавшего теми же правами, что и сюзерены, представители высшей иерархии. Именно поэтому между городами складывались отношения, аналогичные отношениям между сеньором и вассалом.

Далее ► Сословная структура средневекового общества