Центиманы

Центиманы (έκατόγχειρεζ или έκατόγχειροι, то есть сторукие) – чудовища греческой мифологии, три брата: Эгеонт (он же или Айгайон, или Бриарей – по различным преданиям) Коттос и Гигес, каждый с 50 головами и со 100 руками, необычайно сильные, страшные даже для богов. Центиманы были детьми Геи (земли) и Урана (неба), который, однако, смотрел на них с ужасом и отвращением; от страха перед чудовищной силой своих сыновей Уран заключил их в недра земли, но мать-земля Гея не находила для них места и тяжко стонала под их тяжестью. Желая отомстить Урану, она просила других своих сыновей, титанов, помочь ей. На это отозвался только один Кронос и серпом, данным матерью, отрезал у Урана детородные органы в то время, когда он собирался вступить с Геей в супружеские отношения.

Падение Урана повело к освобождению заключенных в земле сторуких центиманов; но скоро дикая необузданность и страшная сила привела их к новому заключению в недра земли. Когда наступила великая битва олимпийцев, с Зевсом во главе, против титанов и гигантов, сторукие центиманы приняли сторону богов; в то время как киклопы дали Зевсу гром и молнию, сторукие центиманы послужили ему своею необычайною силою, отрывая громадные скалы и целые горы и бросая их во врагов.

Десять лет продолжалась борьба; вся природа содрогалась от нее, и даже отдаленный Океан, кипя и волнуясь, чувствовал это столкновение, подобно Гее (земле) и Понту (морю). Наконец, гром и молния Зевса и сила сторуких победили титанов и гигантов: центиманы были низвергнуты в Тартар, где их окружил медной стеной Посейдон, а сторукие центиманы были поставлены на страже возле нее.

Когда Гера, Посейдон и Афина вздумали заковать Зевса в оковы, богиня Фетида позвала Эгеона (Бриарея) на помощь ему: Эгеон сел рядом с Зевсом, и заговорщики не осмелились осуществить свой замысел – так они боялись неодолимой силы Эгеона. Центиманы были олицетворением тех страшных сил природы, которые обнаруживались при создании вселенной и были опасны самим создателям ее, Гее – земле и Урану – морю, грозя самому их существованию.