История Египта
Мифология Китая
История Рима
Мифология созвездий

Тантры

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Тантры (санскрит Таntra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных обрядов у индийских сектантов, находящийся в известной связи с пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Образцы тантрических произведений не восходят далее VIII века нашей эры, хотя самое возникновение их может быть отнесено к более древней эпохе ввиду того, что самый культ кровожадных богинь, описываемый в тантрах, восходит к более раннему времени (может быть, даже ранее III—IV столетий), а также и ввиду несомненного влияния непристойных шиваитских тантр на непальские буддийские тантры (между прочим, на одну из девяти канонических книг их — Tathâgata Guhyaka), а через эти последние и на их тибетскиe переводы, большинство которых относится к эпохе более ранней, чем IХ век.

Содержание тантрт большею частью состоит в описании мистических и непристойных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, то есть культа так называемой Шакти. Есть, впрочем, небольшое число вишнуитских тантр. Шиваитские тантры очень многочисленны, и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи тантр считают их пятой ведой и приписывают им одинаковую с ведами древность и большую авторитетность. Иные тантры, по-видимому, более древни, чем пураны, представляющие в некоторых отношениях дальнейшее развитие содержания тантр. Божественное женское, материнское начало представляется в тантрах воплощенным не только в богинях индийской мифологии, но и в любой женщине, могущей поэтому стать предметом культа.



Кроме обычных жертвоприношений, гимнов, воззваний, ритуал тантр содержит и некоторые мистические церемонии, сопровождающие их манипуляции, жесты, односложные магические слова в начале и конце обрядов и т. д. Тантры указывают различные способы сочетания этих слов, изменения их смысла с помощью особых жестов во время их произношения, определяют таинственное значение отдельных звуков, их образующих, располагают соответствующие буквы в известные диаграммы, имеющие особую силу и т. д. Целью этих обрядов и волшебных манипуляций является получение особой сверхчеловеческой силы, позволяющей повелевать духам неба, земли и ада. В тантрах находятся также длинные литании, состоящие в повторении "тысячи имен" Шивы или Вишну. Некоторые из тантр изданы, но большинство находится в рукописи. Некоторые тантры носят название упанишад, например, Раматопания упанишад.



Особенно жестокий и сладострастный характер приобретает тайный культ тантр у так называемых сектантов вамачари, то есть "идущих налево". Культ другого толка, дакшиначари ("идущие направо"), имеющего свои собственные тантры, более приличен и нравственен. У вамачари необходимым условием культа являются пять Макара (Мâkâra — бyквa м) или пять предметов, названия которых начинаются с буквы м: мадья — вино, манса — мясо, матсья — рыба, мудра — мистические жестикуляции, майтхуна — половое соитие. Обряды вамачари имеют характер оргий, заканчивающихся свальным грехом. Появление "тантризма" характерно не только для периода упадка брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского буддизма, начинающегося с VIII века. Подобно индусским тантрам, буддийские задаются целью научить своих адептов, как сверхъестественным путем приобретать желанные материальные предметы и духовные свойства: эликсир долговечности, неуязвимость, способность делаться невидимым, алхимическое искусство, силу вызвать Будду или Бодхисатву для разрешения тех или других сомнений, возможность соединиться с каким-нибудь божеством еще в этой жизни и т. д. Культ тантр распространен преимущественно в Бенгали и восточных провинциях.