Энциклопедия мифологии
Ведийская и индуистская мифология
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Тантры

Тантры (санскрит Таntra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных обрядов у индийских сектантов, находящийся в известной связи с пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Образцы тантрических произведений не восходят далее VIII века нашей эры, хотя самое возникновение их может быть отнесено к более древней эпохе ввиду того, что самый культ кровожадных богинь, описываемый в тантрах, восходит к более раннему времени (может быть, даже ранее III—IV столетий), а также и ввиду несомненного влияния непристойных шиваитских тантр на непальские буддийские тантры (между прочим, на одну из девяти канонических книг их — Tathâgata Guhyaka), а через эти последние и на их тибетскиe переводы, большинство которых относится к эпохе более ранней, чем IХ век.

Содержание тантрт большею частью состоит в описании мистических и непристойных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, то есть культа так называемой Шакти. Есть, впрочем, небольшое число вишнуитских тантр. Шиваитские тантры очень многочисленны, и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи тантр считают их пятой ведой и приписывают им одинаковую с ведами древность и большую авторитетность. Иные тантры, по-видимому, более древни, чем пураны, представляющие в некоторых отношениях дальнейшее развитие содержания тантр. Божественное женское, материнское начало представляется в тантрах воплощенным не только в богинях индийской мифологии, но и в любой женщине, могущей поэтому стать предметом культа.

Кроме обычных жертвоприношений, гимнов, воззваний, ритуал тантр содержит и некоторые мистические церемонии, сопровождающие их манипуляции, жесты, односложные магические слова в начале и конце обрядов и т. д. Тантры указывают различные способы сочетания этих слов, изменения их смысла с помощью особых жестов во время их произношения, определяют таинственное значение отдельных звуков, их образующих, располагают соответствующие буквы в известные диаграммы, имеющие особую силу и т. д. Целью этих обрядов и волшебных манипуляций является получение особой сверхчеловеческой силы, позволяющей повелевать духам неба, земли и ада. В тантрах находятся также длинные литании, состоящие в повторении "тысячи имен" Шивы или Вишну. Некоторые из тантр изданы, но большинство находится в рукописи. Некоторые тантры носят название упанишад, например, Раматопания упанишад.

Особенно жестокий и сладострастный характер приобретает тайный культ тантр у так называемых сектантов вамачари, то есть "идущих налево". Культ другого толка, дакшиначари ("идущие направо"), имеющего свои собственные тантры, более приличен и нравственен. У вамачари необходимым условием культа являются пять Макара (Мâkâra — бyквa м) или пять предметов, названия которых начинаются с буквы м: мадья — вино, манса — мясо, матсья — рыба, мудра — мистические жестикуляции, майтхуна — половое соитие. Обряды вамачари имеют характер оргий, заканчивающихся свальным грехом. Появление "тантризма" характерно не только для периода упадка брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского буддизма, начинающегося с VIII века. Подобно индусским тантрам, буддийские задаются целью научить своих адептов, как сверхъестественным путем приобретать желанные материальные предметы и духовные свойства: эликсир долговечности, неуязвимость, способность делаться невидимым, алхимическое искусство, силу вызвать Будду или Бодхисатву для разрешения тех или других сомнений, возможность соединиться с каким-нибудь божеством еще в этой жизни и т. д. Культ тантр распространен преимущественно в Бенгали и восточных провинциях.







История России



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова




Идунн

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd