Праджапати

Праджапати (санскрит Prajâ-pati – rocподин творения, прародитель, творец) – в индийской мифологии имя, придаваемое различным божествам. В Ригведе это имя носит абстрактное верховное божество, представитель отвлеченного божественного принципа, выработанного ведийским пантеистическим направлением и носящего также другие имена, вроде Вишвакарман – "создатель всего", Гираньягарбха – "золотой зародыш". Оно придается и другим божествам (Савитару, Соме) и упоминается как имя самостоятельного божества, дарующего обильное потомство людям и коровам, творца неба и земли, воды и всего живого, рожденного владыкой всего существующего, царя всего, что дышит и движется, приказаниям которого повинуются все существа и боги, бога над богами, установившего на месте небо и землю, проходящего через всю атмосферу и обнимающего своими руками весь мир и всех тварей.

В позднейшей ведийской литературе, например, в брахманах, Праджапати определенно отожествляется с Вишвакарманом, в Тайтирия-Самхите – с Гираньягарбхой, а в Сутрах – с Брахмой, в Упанишадах окончательно уступая место безличному Брахме, общей душе мира, как окончательному результату монотеистического процесса. В памятниках индийского брахманизма, например, в законах Ману, имя Праджапати придается Брахме, как деятельному творцу и охранителю вселенной, а также Ману Сваямбхуве, как сыну Брахмы и создателю десяти Рши, духовных сыновей Брахмы, от которых произошел и весь род людской. По имени своего отца эти десять мудрецов также получают имя Праджапати, как "прародители" человечества. В некоторых памятниках число этих Праджапати равно семи и они отожествляются с семью великими Рши. В Магабхарате их насчитывается 21. В некоторых Пуранах представление о Праджапати, как сыновьях духа или воли Брахмы, сменяется более грубым, и они производятся из разных частей тела Брахмы.