Мир варваров
Мифология Китая
История Мезоамерики
История нибелунгов

Унитарии

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Унитариями называют представителей объединительного направления гомеровской критики в среде историков и мирографов. Признавая художественное единство гомеровских поэм и примиряя с ним констатируемые в этих поэмах разнообразие и противоречия, унитарии, как исследователи консервативного направления в исторических исследованиях, имели целью не столько созидать новые теоретические мифологические построения, сколько опровергать доводы своих противников, вследствие чего их критика новых приемов в изучении мифологической науки была по преимуществу отрицательной.

Большинство трудов унитариев заключается в попытках комментировать, в духе консервативной критики, различные части гомеровского эпоса. Наиболее крупным представителем этого направления был Грегор Вильгельм Нич, который путем обстоятельного изучения древнегреческого эпоса пытался доказать единство гомеровских поэм и осветить важнейшие стороны гомеровского вопроса. В своих трудах Нич проводит мысль, что Гомер не был первичным создателем Илиады и Одиссеи, но был великим художником, который, после периода небольших песен, сложил эпопеи по широкому плану; он воспользовался песнями о Троянской войне, осмыслил их, дал им новую жизнь и спаял в единое целое. Благодаря творческому искусству поэта напрасно было бы стараться выделить из целого эти части, хотя, с другой стороны, возможно доказать их наличность, что подтверждается фактом исполнения рапсодами отдельных партий из гомеровских поэм.



Употребление греческого письма, по Ничу и взглядам других унитариев, древнее, чем полагал немецкий филолог Фридрих Август Вольф, который в корне отрицал наличие таланта у поэта Гомера. По мнению унитариев поэмы, сложенные Гомером устно, были им записаны вовсе не для увеселения публики, но, в первую очередь, для себя и для своих учеников с целью сохранения греческих сказаний. Позднее были сделаны более или менее крупные вставки и изменения в гомеровском эпосе. Редакционная деятельность Пизистрата в VI веке до нашей эры, по Ничу, сводится лишь к критическому изданию гомеровского текста, существовавшего в законченном виде уже в VIII и VII веках до нашей эры, в продолжение которых были изданы некоторые киклические поэмы, подходившие по объему и форме к гомеровским и представлявшие как бы дополнение к ним или введение.



Необходимо отметить что, благодаря усилиям Пизистрата Афины уже с VI столетия до нашей эры получили название "школа Эллады". Древнегреческим авторам Ономакриту, Орфею Кротонцу и Зониру приписывается первая редакция гомеровских поэм; с именем Пизистрата связывается начало обычая исполнять гомеровские песни по государственному списку на панафенейском празднестве. Наконец, образование первого общественного книгохранилища также приписывается Пизистрату. К направлению, главнейшим выразителем которого был Нич, примыкают историки Ричль, Мадвиг, Велькер, Мюллер, Лерс, Каммер, Бергк, Баумлейн, Нуцгорн, Негельсбах, Бухгольц, Гаве, Буго, Кине; из русских ученых — Соколов ("Гомеровский вопрос", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868, №№ 11 и 12). Отстаивая идею единства художественного плана гомеровских поэм и вызвав реакцию против теории вольфианцев, унитарии в некоторых своих воззрениях приближаются к взглядам противников: так, указывалось на сходство теории Нича с теорией песен Лахманна.