Энциклопедия мифологии
Цивилизация Древнего Египта
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная греческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и германская мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Тексты пирамид

В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя. О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествленностью царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титлатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом, солнечное имя вторгается в царскую титлатуру, придав последней вид пятичленного имени. С периода VI династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса, каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости. В то же время заметным становится рост этического компонента в общем контексте религиозной культуры, богоугодная земная жизнь будет угодной Осирису в загробном мире. В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции.

Великий ТотВеликий Тот, бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, священных книг, создатель календаря.

Тексты, авторство которых приписывается легендарному Гермесу Трисмегисту (Триждывеличайщему), были созданы в Египте в III веке нашей эры. Но ренессансная Европа считала их гораздо более древними, возникшими никак не позднее десяти заповедей, принесенных Моисеем. Герметическая доктрина рассматривала вселенную как воплощение божественного духа или божественного разума. Все материальные объекты в мире либо соотнесены друг с другом, либо находятся в оппозиции друг к другу. Объектами можно управлять, если знать их пары. Человек, соединивший в себе материальное и духовное начала, способен изучить книгу природы. Герметическое учение, таким образом, пробуждало интерес к химии, ботанике, металлургии, астрономии, хотя последователи герметической традиции были скорее магами и мистиками, чем натуралистами. Оперируя магическими формулами, они первыми пришли к выводу о том, что солнце находится в центре вселенной. Гармонию мира они пытались познать математически.

Братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, рост значения местных центров и их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства. От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения, как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба». Первое из перечисленных является впервые написанным трудом по дидактике, главный акцент делается на нравственную основу власти, впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания, магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла; тех, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом – официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра, символизирующего единодержавие, вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле – это всего лишь сон и что взамен воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца.



«Спор Человека и Ба» противоречит всем заупокойным текстам, говоря о том, что загробный мир – это страна тягостного сна и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружений царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей.

История древних цивилизаций
Культура эпохи Древнего царства


Правители Руси



Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Альвы
Драконы Эльфы
Картины Виктора Королькова



Тифон

Тюр

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.



Copyright © 2006-2017 SB Ltd