Культура эпохи Древнего царства

Развитие каменного зодчества привело к возведению гигантских погребений – пирамид, строившихся в течение всего периода Древнего царства; преследуя религиозные цели, они одновременно демонстрировали могущество правящего фараона. Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру. Архитектором этого грандиозного комплекса считается приближенный Джосера зодчий Имхотеп.

Великая богиня Исида
Великая богиня Исида и Анубис

Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе. Подле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб вельмож, желавших и после смерти находиться вблизи своего владыки.

Мастаба (арабское, буквально – каменная скамья), древнеегипетская гробница времён третьего тысячелетия до нашей эры) в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами. Под мастабой находилась подземная часть гробницы с погребальной камерой, куда можно было попасть через отвесную шахту. Подземную погребальную камеру украшали статуями, рельефами, росписями. После погребения шахта засыпалась, следы входа в гробницу тщательно уничтожались.

Мастаба – праобраз древнеегипетских пирамид. Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями. Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка – «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего.

В эту же эпоху сложился художественный канон в египетском изобразительном искусстве, резко отличающий его от искусства других стран. Подземные помещения гробницы, вырубленные в скале, предназначались для погребения и вещей, необходимых для продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука.

В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра, культовый центр которого располагался в Гелиополе. Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен (и с тех пор постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире сохранились руины солнечного храма, построенного Ниусерра. Главным элементом святилища был огромный обелиск (Бен-Бен), символизирующий лучи солнца. Собственно, Бен-бен, в египетской мифологии в описаниях созидания мира выступает как изначальный холм над безграничным водным пространством. Священный камень Бен-Бен в Гелиополе был фетишем Бену и Ра. Первые изображения были сделаны в виде конуса, в более позднюю эпоху Бен-Бен стали изображать как пирамиду. Навершия египетских пирамид, по-видимому, символизировали именно его.

Шесть из девяти фараонов V династии возвели подобные солнечные храмы, каждый из которых имел свое название. Развитие религиозной мысли древних египтян нашло отражение в «Текстах пирамид», выгравированных на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя от эпохи Древнего царства дошло крайне мало литературных памятников, тем не менее, несомненную ценность имеют такие автобиографические надписи в гробницах вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа» (V династия), надпись Уни (VI династия), надпись номарха Хархуфа (VI династия).

Примечание. Ка, в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека. В «Текстах пирамид» ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В конце Древнего царства складывается представление о ка как о двойнике каждого человека, рождающегося вместе с ним и определяющего его судьбу. Ка изображается в виде человека, на голове которого находятся поднятые согнутые в локтях руки.

Далее ► Культура Среднего царства