В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он – один из главных. Напомним о его деяниях. Крышень (в Индии его называли Кришной) – сын Всевышнего и богини Майи, то есть он доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя и был значительно младше его. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая.
Крышень
Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел
с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу
Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Это деяние Крышня воспето в
священной «Книге Коляды»:
Зажигайте Огонь Священный!
Пусть пылают огни горючие – высоко до самого неба!
Почитайте и помните Крышня,
Сына Златой Майи и Вышня!
Победу нового бога небожители решили отпраздновать в Яви. Но сам герой воспротивился, спросил: «Почему вы пьете сами священной напиток сурью, но не даете ее людям?» И поскольку никто не захотел ему ответить, Крышень оседлал птицу Гамаюн и взлетел на ней в Синюю Сваргу, к своему отцу Вышню. Там Крышень наполнил чашу сурьей и принес на землю людям.
Об этом его деянии также есть запись в «Книге Коляды»:
Сурья – мед, на травах бродивший!
Сурья – также и Солнце Красное!
Сурья – Вед понимание ясное!
Сурья – след Всевышнего Вышня!
Сурья – истина бога Крышня!
«Книга Коляды», II, 6
Сурья – это согревающий медовый напиток, позволивший людям выжить в условиях лютого холода. Но это не дурманящее зелье, ведь оно давало «Вед понимание ясное». Как и из чего готовилась сурья? Исследователь русских верований и обычаев Юрий Миролюбов дал детальный рецепт приготовления этой суряницы.
«Для приготовления этого напитка требовалось около килограмма высевок, которые варили на воде, затем сваренный настой пропускали через сито, и это действо называлось "сеять суряницу". Затем, сварив около ведра зеленой травы, ее тоже лили через сито, на дно которого клали овечью шерсть».
Нужно сказать, что у древних индийцев, которых по их священным книгам Ведам, Миролюбов называет ведийцами, русская сурья называлась сомой, а иранские арийцы знали ее под именем хаомы. А высевки – это шелуха, содранная с зерна на мельнице жерновами и остающаяся еще в муке.
Но вернемся к рецепту приготовления священного арийского напитка:
«Процедив зеленый отвар, к нему прибавляли четверть объема меду. Жидкость к этому времени
должна быть еще теплой, но уже не горячей. В нее добавляли сухих, ягод
шиповника, вишен, терну, слив, груш, яблок и муки.
Все оставляли стоять три дня, а после этого, добавив изюму, запускали дрожжами,
для чего жидкость подогревали отдельно и, примешав ко всему, оставляли в
деревянной кадке. Три-четыре дня все бродило. После первого брожения к сурянице
добавлялась кружка молока и наливалась мерочка топленого масла. После двух
недель сильного брожения, к ней прибавляют еще меду или сахару и делают
небольшое количество заварного хмеля, которое и прибавляют. После второго
брожения бочку закрывают "кружком", то есть вставляют глухое днище, и так
оставляют выстояться с месяц. Через месяц днище выбивают и пробуют. Если
суряница еще очень сладкая, то ее оставляют снова выбродить, а затем наливают в
чистый бочонок, в который кладут дубовых деревяшек, лучше в зеленой коре».
Старые люди были убеждены, что над этим чудесным напитком, кроме людей, трудятся многие добрые духи. Во-первых, это Кветуня – богиня цветов. А также Просянич, Пшенич и Зернич – великие знатоки брожения зерен. Пить Суряницу следовало строго пять раз в день (так и в Ведах написано). Она помогала от многих болезней и надежно защищала от злых духов.
В «Книге Коляды» описаны и дальнейшие приключения Крышня. Он отправился в
странствия по миру Яви и прибыл на Солнечный остров (Родос в Средиземном море),
где повстречал дочь владычицы моря и солнца Ра – прекрасную Раду. Крышень
посватался к солнечной дочке, но ее отец ответил жениху, что отдаст ее только
тому, кто выдержит три испытания.
Первое из них заключалось в том, что нужно было на коне подскочить к самому окну
высокой башни Рады. У девушки, сидящей у окна, нужно было снять с пальца кольцо
и поцеловать ее в губы. У Крышня был удивительный белый конь, на котором он
спустился с небес, и потому ему ничего ни стоило справиться с этим заданием. Он
вручил Ра кольцо и тем самым доказал, что долетел до окна Рады.
Второе задание было посложней. Жениху нужно было за один день укротить дикого
Златорогого Тура, запрячь его в плуг, вспахать поле, засеять рожью, вырастить и
собрать урожай, сварить пиво и угостить им гостей! Крышень совершил невозможное
и на закате преподнес Ра бочонок свежесваренного пива. Отец
невесты хмурился, но пиво пил да похваливал: напиток получился отменный!
А вот третье задание, на первый взгляд, могло показаться самым простым: следовало найти в поле маленький ключик, который отпирал замок на косе Рады. Таков был древний обычай на Родосе – косу незамужних девушек запирали на замок. Только тот, кто сможет открыть этот замок, расплетет косу, а расплетание косы означало замужество. Крышень отыскал маленький ключик среди огромного поля, поднял его и пришел к башне Рады. И, как ни отбивалась гордая красавица, он смог открыть замок на косе. Так солнечная дева стала женой Крышня.