Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса.
Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра
русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном.
Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев,
персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это
слово имело и более широкое значение – «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда
«царское достоинство» и даже «хварна» – особая отмеченность богами, избранность.
Ученые долго не могли определить природу русского бога Хорса.
Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога
солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. В чем состояло их различие?
Даждьбог противостоял миру Тьмы, Нави. Он олицетворял собой небесный свет,
проливающийся на землю, в мир Яви. Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный
день, когда небо затянуто тучами. Это был Белый свет, которым называли наш мир,
так и говорили: «Обойти весь белый свет». Совсем иное дело, когда светит солнце:
на душе сразу становится веселее, и жизнь кажется прекрасной.
Хорс – бог солнечного, желтого, света.
Солнечное настроение и имя бога Хорса отражены во многих наших словах: хороший, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы.
У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг.
Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался
по имени бога солнечного света – Хорсунь. А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут
«нехорошо!» – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет.
И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое
дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался
заботливым помощником земледельцев.
На Руси о нем пели песню:
Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!
Это означало, что все происходящее на
нашей земле – в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик
поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным
тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», – с уважением говорили о нем.
При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами.
Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом.
Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая
недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это прямое дело других богов. Подует
Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется
небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай. Культ солнца-светила
известен уже у земледельцев Неолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться
с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью
возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на
небосклоне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор»,
обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.
В «Повести временных лет» рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве
на холме в числе главнейших богов. А автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в
волка, перебегал путь великому Хорсу. "Всеслав князь людем судяше, князем грады
рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя,
великому Хорсови волком путь прерыскаше".
Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства.
В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано:
«Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила».
То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.
Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в
апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в записях "О идолах Владимировых",
"Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера"; "Слове некоего
Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом",
поминается он и в "Беседе трех святителей".
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года, описал
изображение Хорса близ Пскова: "Корс (то есть Хорс), который стоит на змее, имея в
одной руке меч, а в другой – огненный луч". Надо отметить несомненно
значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлек
множество недоступных нам ранее западных источников , похожим образом
описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье).
С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь,
хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. Хорс – бог
миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как
греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему
Черным Хоросом, то есть тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне
мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу.
Возможно, у сколотов это Колоксай (Солнце-царь) – сын Таргитая (кузнеца Сварога),
и тогда бог Хорс – Сварожич.
Корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого.
Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая
застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны
такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот.
Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.
Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему
приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и
появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» – круглый ритуальный пирог – курник.
День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с
любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 –
23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.