Вишвакарман, в ведийской и индуистской мифологии творец вселенной, божественный мастер и созидатель, всевидящий и всезнающий поэт. В "Ригведе" ему посвящено два гимна в X мандале. Существенно, что как эпитет слово "Вишвакарман" в "Ригведе" относится по разу к Индре и к Сурье, а в "Ваджасанейи-самхите" к Праджапати, с которым Вишвакарман в ряде случаев отождествляется; также устанавливаются и связи Вишвакарман с Тваштаром. Вишвакарман всевидящ (на изображениях и в текстах он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья.
Вишвакарман
В "Ригведе" он мудрец, жрец, "наш отец", повелитель речи Вачаспати, "единственный установитель имен богов". Он вообще устроитель и распорядитель, обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью. Вишвакарман выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создает землю и раскрывает небо; чтобы сотворить мир, Вишвакарман приносит самого себя в жертву. В пуранах и эпосе Вишвакарман связан с рядом сюжетов, но его функция творца при этом суживается до роли искусного строителя, мастера.
Так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка ("Рамаяна"), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создает прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдает Кали топор, перстни и ожерелья; делает летающую колесницу "Пушпака" для Куберы, гирлянду для Сканды ("Махабхарата"), оружие и т.п. Вишвакарман обрастает и родственными связями: он сын Прабхасы и внук Дхармы от Йогасиддхи; у него дочь Санджия, которая замужем за Сурьей, и сын Нала, обезьяний вожак и строитель; иногда отцом Вишвакармана называется Брахма.