Виштасп, в древнеиранской мифологии и истории царь легендарно-мифической династии Кеянидов, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Один из главных действующих героев историко-теологических мифов зороастризма. В священных авестинских текстах "Гаты" и "Младшая Авеста" ("Яшты" V, XIII, XV, XIX) Виштасп выступает в образе праведного венценосца. Согласно авестинских источников, он принял учение пророка Заратустры, обеспечил ему приют и покровительство. Согласно "Шахрихаин Эран", религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Заратустре записать тысячу двести глав "Авесты" специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить священные тексты в "сокровищницу храма огня". В "Денкарте" упомянута десятая, не дошедшая до нас авестинская книга "Виштасп-Наск", посвященная борьбе царя Виштаспа с властителем хионитов Арджаспом, противником зороастризма.
Согласно сочинения великого Фирдоуси "Шах-намэ", Виштасп был сыном иранского царя Лухраспа. Отец не пожелал уступить ему трон, и Виштасп отправился в Рум (так называлась у древних иранцев Византия), где в него влюбилась дочь кесаря Китаюн, которой Виштасп приснился во сне. Византийский кесарь отрекся от дочери, и влюбленные вынуждены были скрываться от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако, Виштасп убийством чудовищного волка и другими своими подвигами добился расположения кесаря и тот отдал ему в жены трех своих дочерей, в том числе и Китаюн. После победы Виштаспа над противником Рума хазарским царем Ильясом кесарь замыслил с помощью Виштаспа завладеть Ираном, но Лухрасп решил добровольно уступить престол Виштаспу. Став царем, Виштасп, в свою очередь, начал опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра, и через некоторое время при помощи хитрости и коварства погубил своего престолонаследника.
Виштасп в зороастрийской мифологии, в отличие от романтико-авантюрного повествования в поэме X века Фирдоуси, является идеальным прототипом земных властителей, наделяемый назидательно-дидактическими чертами в пример и поучение реальным историческим царям. Одни источники ("Гаты", пехлевийские сочинения) повествуют о царе Виштаспе, как о державном государе, распорядителе, благочестивом поборнике праведности; другие, дошедшие до нашего времени, тексты ("Яшты" и арабо-персидская традиция мусульманской эпохи) ставят на первый план его воинскую доблесть и ратные качества, склонность к свершению подвигов и некоторому авантюризму. Происхождение образа Виштаспа историками окончательно не определено.