Варух – ученик и сподвижник знаменитого библейского пророка Иеремии. Деятельность его относится ко времени, предшествовавшему плену Вавилонскому, следовательно, к началу VII и к концу VI века до нашей эры (около 610–588 годов). Чтобы пробудить дремлющую совесть народа, Иеремия велел Варуху записать свои пророчества на особый свиток и громко читать их при входе в храм, где постоянно толпился народ. Чтение это совпало с пронесшимся слухом о приближении Навуходоносора. Устрашенный народ наполнил воздух воплями и молитвами. Тревога распространилась по всему городу.
Варух был потребован во дворец, где его заставили прочитать пророчество перед самим царем Иоакимом. Услышав предсказание о гибели своего царства, царь в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, сам изрезал его в куски и бросил в печь. Варуху и Иеремии после этого оставалось только спасаться бегством. О последующей судьбе Варуха определенного ничего не известно. Вместе с Иеремией он переселился в Египет (Иеремия, XLIII, 6), где, вероятно, и умер; но перед тем Варух побывал в Вавилоне, откуда и написал еще до окончательного разрушения Иерусалима послание к иудеям, доживавшим последние дни своего царства при царе Седекии. Это послание известно под названием "Книги пророка Варуха".
Книга эта принадлежит к числу неканонических. Еврейского ее подлинника не сохранилось, и в русской Библии она переведена с греческого. Вследствие этого многие отрицают ее подлинность и приписывают составление ее какому-нибудь позднейшему эллинисту. В книге Варуха рассказывается, как находившиеся в Вавилоне иудеи произвели между собой сбор серебра и отправили его в Иерусалим с просьбой помолиться и принести жертву за Навуходоносора, в надежде, что Бог внушит ему за это милостиво относиться к пленникам. Затем в книге составляется обзор печальной судьбы Израиля и причина этому указывается в забвении закона Божия, и в заключение преподается утешение народу обетованием ему славной будущности. Язык книги Варуха по местам отличается замечательной силой и выразительностью, так что Лафонтен, впервые прочитав ее, восторженно отзывался о ней, говоря всем своим знакомым: "Читали ли вы Варуха? Это великий гений". Книга состоит из пяти глав и в русской Библии помещается вслед за книгой пророка Иеремии.
Варуха видение – произведение апокрифической литературы, приписываемое Варуху, в которой славянские богомилы (болгарские еретики) объясняют происхождение винного питья. Сказание это было распространено и в России. По этой легенде, когда Бог создал рай, то Сатанаил посадил там виноградную лозу. От нее-то вкусил Адам и вместе с ней подвергся осуждению. Во время потопа ее вынесло водой и она, с благословения Господня, посажена была Ноем.
Таким образом, осуждение с нее было снято, но "аще кто пиет без меры от него, впадет во многый грех". Этот апокриф примыкает к апокрифам о крестном древе. Дерево, посаженное Сатанаилом, разрослось на три части: Господню, Адамову и Евину; первая осталась в раю, вторая пала в реку Тигр, третью вынесли из рая воды Потопа, как виноградную лозу Сатанаила. А. Н. Веселовский высказывает поэтому мысль: "Виноградная лоза – не есть ли это часть Евы, прельщенной запретным плодом", так как богомилы верили, что жена и вино происходят от Дьавола.