Упасампада

Упасампада (санскрит Upasampadâ) – у индийских буддистов обряд посвящения, или рукоположения, в монахи. Лица, желающие отказаться от мира, допускались к тому без всякого различения общественного положения или касты, не ранее 20-летнего возраста, за немногими исключениями (не допускались убийцы, разбойники, больные заразительными болезнями, рабы, солдаты и т. д.). Акт допущения назывался правраджья ("оставление света, принятие иноческого образа жизни"), самый обряд, отвечающий нашему пострижению – упасампада.

Для женщин устанавливались 24 порока, делавших упасампаду невозможной. Для допущения в послушники требовалось согласие родителей и достижение семилетнего возраста. Детали, в которых правраджья и упасампада рознились друг от друга, довольно неопределенны. Иногда оба обряда совершались одновременно. Посвященному стригли волосы и бороду и заставляли затем произносить известные формулы.

Примечание. Различие между буддизмом и брахманизмом в истории Индии конца ведийского периода было невелико. Весьма многие понятия и даже термины буддизма унаследованы им от брахманизма. Презрение к благам мира сего, освобождение от всяких желаний, стремление к познанию высшей истины, нищенство и монашество – все эти черты буддизма были уже выработаны в предшествующую ведийскую эпоху. В брахманах и араньяках встречаются даже специальные буддийские термины, вроде шрамана (çramana) – монах – нищий, аскет, пратибуддха – пробужденный, просвещенный. Знаменитый термин нирвана встречается в брахманистической Махабхарате (правда, памятнике более позднем) в смысле: потухание жизненного пламени, вечное блаженство, слияние с божеством. Основатель секты джайнов также носит имя Будды.