Укэмоти-но Ками (保食神 или Укэмути-но Ками), в японской мифологии имя этой богини вначале встречается как название одной из частей первого острова, рожденного богами Идзанаки и Идзанами при создании ими страны Японии. Этот остров Иено Футана ("Двуименный") – "телом один, а лица имеет четыре, и у каждого лица есть свое имя" ("Кодзики", свиток I). Однако в дальнейшем Укэмоти-но Ками выступает как антропоморфное божество.
Укэмоти-но ками
На древнеяпонском языке в записях "Кодзики" эта богиня упоминается под именем О-гэцу Химэ или Оо-гэцу Химэ-но Ками, что означает "Дева-богиня великой пищи". В "Нихон Сёки" богиня Укэмоти-но Ками по имени и функциям тождественна божеству Ука-но Митама.
В одном из мифов рассказывается, что Сусаноо попросил у нее пищи, и богиня поднесла ему яства, которые достала у себя из носа, изо рта, а также из заднего места. Сусаноо, сочтя еду оскверненной, убивает богиню. В "Нихонги" этот миф фигурирует в несколько измененном варианте: богиня Аматэрасу, получив в наследство от своего отца, бога Идзанаки, равнину высокого неба, приказывает богу луны Цукуёми отправиться на землю, где, как она слышала, обитает богиня пищи Укэмоти-но Ками.
Цукуеми повинуется приказу и прибывает к богине пищи. Та "поворачивает голову в разные стороны", и, когда обращает лицо к стране (земле), изо рта у неё выходит "еда" (то есть, видимо, вареный рис), когда поворачивает голову к морю, изо рта у нее выходят "существа с плавниками широкими, с плавниками узкими" (устойчивая для японской мифологии метафорическая формула для рыб), а когда поворачивается к горам, изо рта у нее выходят "существа с грубой шерстью, с мягкой шерстью" (устойчивая мифологическая формула для зверей). Уложив все это на множество подносов, богиня пищи Укэмоти-но Ками поднесла еду Цукуёми. Однако тот, не прикоснувшись к поднесенным яствам, в гневе заявил: "Ты кормишь меня пищей нечистой, отвратительной, которую выплюнула изо рта!" и, обнажив меч, убил ее.
В теле убитой богини пищи родились: в голове – шелковичные черви, в глазах – рис-рассада, в носу – фасоль, в тайном месте – пшеница, в заднем месте – соевые бобы. Все это подобрало и превратило в семена божество Камимусуби ("Нихонги", свиток I). Укэмоти-но Ками выступает также в одном из мифов в качестве матери многих божеств, и среди них – бога молодой жатвы, богини молодых посадок риса, бога орошения полей, бога года побегов, и других. В современной Японии сохраняется народная вера в бога земледелия Угадзин, относительно которого высказывается предположение, что это переосмысленный образ Укэмоти-но Ками.